Вступление в силу нового закона «О внутренней торговле» в Украине было принято неоднозначно. Больше года до этого события предприниматели, журналисты и блогеры, знакомясь с законопроектами, плодили в Интернете сотни статей о том, что принятие закона кабинетом Министров сделает ведение интернет-торговли почти невозможным. Тем не менее, закон уже действует, а онлайн-продажи продолжают расти. В чем же дело? Ошибка прогнозов или пока неполное действие новых поправок?

12 октября 2011 года Кабмин Украины принял законопроект «О внутренней торговле», в котором особо оговариваются требования к интернет-магазинам. Игорь Гарбарук, возглавляющий департамент развития торговли Минэкономразвития, и Михаил Бродский, правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции хоздеятельности, в один голос уверяют, что новый закон направлен исключительно на пресечение неправомерных действий интернет-магазинов, намеренно обманывающих покупателей. При этом, правда, никак не комментируется, почему на встречах с предпринимателями, которые проходили в рамках подготовки законопроекта, он не получил одобрения у представителей интернет-магазинов – вполне официальных, проверенных покупателями и давно работающих.

Напомним, в новом законе описываются требования к интернет-торговле. Среди них – обязательное наличие офиса для проведения сделок, сохранение всей финансовой отчетности для проверок (которая должна храниться в том самом офисе), предоставление полной информации о товаре и продавце для покупателей и другие.

Пожар стаканом не потушишь

В блогосфере и в целом в Сети тем временем нарастает беспокойство, и у него есть на то довольно значимые причины. В особенности волнения коснулись владельцев малого бизнеса, до недавних пор свободно работающих через Интернет. Если за следованием новому закону действительно будут тщательно следить, это может привести не только к росту цен на товары и услуги, но и в принципе к резкому уменьшению конкуренции – малый бизнес в таких условиях просто не выживет. Аренда офиса, которая является обязательной в соответствии с новыми веяниями – непомерная статья расходов для ИП, в штате которого работают 2-3 сотрудника, а то и вовсе только владелец.

На ряде ресурсов даются решительные опровержения: поводов для беспокойства абсолютно никаких, как работали, так и дальше будем работать. В частности, об этом рассказывает юрист Галина Бакум в блоге на price.ua. Однако не все комментарии подобного толка исчерпывающим образом разъясняют ситуацию. К примеру, о необходимости наличия офиса Галина Бакум отзывается так: «Действительно, действующее законодательство не требует от предпринимателя иметь в наличии офисное помещение. Однако в то же время каждый субъект предпринимательской деятельности, в том числе и тот, от имени которого осуществляет деятельность интернет-магазин, обязан иметь адрес регистрации«.

И вроде бы успокаивает, однако же, не совсем о том идет речь в законе. Адрес регистрации – это одно, он в принципе не предназначен для того, чтобы по нему обращались клиенты. А теперь правительство требует от малого бизнеса не просто наличия юридического адреса, необходимого для любой компании или ИП, а именно офиса, куда могут приходить клиенты интернет-магазина и заключать сделки, оплачивать товары и предъявлять претензии относительно приобретенных товаров и услуг. Да и выглядит статья Галины Бакум как-то сиротливо на фоне сотен мегабайт критики, которая обрушивалась на законодателей еще с момента публикации первого проекта.

Подкручивание гаек или работа на благо покупателей?

На сегодняшний день Михаил Бродский успел заявить о двух направлениях борьбы с неправомерными действиями интернет-магазинов: уменьшение количества сайтов-однодневок и запрете продавать лекарства через Интернет. Вот что говорит об этом сам правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции хоздеятельности.

По поводу интернет-магазинов однодневок: «Самая большая проблема торговли через Интернет заключается в так называемых сайтах-однодневках, через которые «сливается» куча хлама и фальсификата. В результате такого псевдо-бизнеса, отсутствия гарантий и любой ответственности страдают легальные интернет-магазины, которые платят все налоги, продают качественную продукцию, но, в конце концов, не могут противостоять недобросовестной конкуренции«.

Относительно запрета на продажу лекарств: «Стоит отметить, что в законопроекте мы также прописали норму, которой запретили интернет-торговлю лекарствами. Это не значит, что лицензированная аптека не может иметь в Интернете собственный каталог, в котором будут представлены все лекарства, и что вы не сможете заказать их доставку. В любом случае. Но вы должны знать, в какой аптеке вы сделали заказ и кто к вам приедет, должны быть гарантии«.

В первом заявлении, определенно, есть рациональное зерно: в самом деле, чем больше действий нужно будет предпринять для открытия интернет-магазина, тем сложнее будет мошенникам осуществлять какие-либо махинации в онлайн-секторе рынка. Однако встает вопрос о том, каково будет обычным, добросовестным начинающим предпринимателям открывать свой бизнес: если раньше продажи через Интернет отличались достаточно высокой рентабельностью, то теперь затраты на них сравнимы с офлайн-торговлей (и цены на предлагаемые небольшими онлайн-магазинами товары, кстати, тоже). Впрочем, вторая цитата практически прямым текстом говорит об этом: уже действующие компании смогут, поднатужившись, открыть интернет-представительство, а вот новые игроки рынка, если не считать филиалы зарубежных, в том числе российских сетей, едва ли смогут занять свое место в онлайне.

Растем, несмотря ни на что

Впрочем, о каком-то глобальном обвале рынка интернет-торговли в Украине говорить пока не приходится. Напротив, все данные уверяют в том, что все больше покупателей предпочитают покупки в Сети, в то время как цены на товары интернет-магазинов падают по сравнению с традиционными точками продаж.

В частности, на товарах, покупаемых в интернет-магазинах Украины, можно экономить до 15%, как сообщает портал business.ua. А в целом рынок онлайн-торговли за 2011 год вырос на 80% – почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. Эти данные были опубликованы всего неделю спустя принятия нового закона. Насколько строго чиновники будут следить за соблюдением его буквы и как это повлияет на интернет-продажи и цены на товары в Сети, будет видно в ближайшие месяц-полтора, когда небольшие компании и индивидуальные предприниматели сполна ощутят на себе (а может быть, и не ощутят) внимание государственного аппарата.

Источник

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий