В Украине интернет-аудиторию изучают не так много компаний. Наибольшее доверие вызывают исследования InMind, Gemius и TNS. Представители последней компании, из этой тройки, поделились своими методами проведения исследований, которые и помогают составлять объективную картину аудитории украинского интернета.
В TNS исследуют интернет-аудиторию Украины с 2009 года. Их методы, которые используются для получения данных, заслуживают отдельного описания. Так, анализ аудитории проводится онлайн и оффлайн. Остановимся на оффлайновых методах, которые требуют более длительного и тщательного подхода.
Об особенностях методов исследований, которые используют в TNS, рассказала менеджер самой компании по работе с клиентами Татьяна Клёц. Специалист рассказала, что один из первых этапов оффлайнового исследования состоит в опросе респондентов с помощью анкет. Причем пользователю выдают анкету с вопросами на целую неделю, так, чтобы человек мог все ответы тщательно взвесить. Лишь после этого у респондента забирают анкету.
Что касается выборки, то в исследованиях принимают участие жители городов с населением выше 50 тысяч человек. Возраст определен в рамках от 12 до 65 лет. При выборке используют квоты по полу респондента, возрасту и региону проживания. Опросы проводят ежеквартально, то есть не менее 4 раза за год: в марте, июне, сентябре и декабре. Говоря о анонимности, необходимо отметить, что в анкетах контактные данные не сообщаются. Однако для подтверждения достоверности опроса, данные о респонденте фиксируют отдельно, по телефону либо при личной встрече.
А руководитель отдела онлайн-исследований Александр Лавренов рассказал об особенностях опросов онлайн. Здесь за цель берется изучение таких вопросов, как место интернета в жизни пользователя, цели его использования и поведение пользователя как покупателя. Опрашивается до 1000 респондентов из городов с населением 50 тыс. и выше. Участие в опросах не анонимное, объясняют в компании, но конфиденциальное. Данные о пользователях используются лишь в так называемом «обезличенном виде», для вывода общей картины результатов.
Подводя итоги можно сказать, что наличие нескольких исследовательских компаний просто необходимо для вывода более объективных результатов. Разные методы и подходы дают возможность увидеть более полную картину аудитории украинского интернета. Однако и сегодня погрешность у опросов сохраняется, над исправлением чего и работают специалисты по онлайновым и оффлайновым опросам.
Владимир Костенко