В Украинском парламенте зарегистрирован законопроект № 10656 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов, поданный НБУ)». Многие эксперты считают, что принятие этого документа может существенно поменять правила рынка электронных платежей, который, по сути, может быть монополизирован, а иностранные компании будут вынуждены его покинуть.
Аналитики Института экономических исследований и политических консультаций убеждены, что законопроект №10656 может повести Украину по «китайскому сценарию» развития рынка электронных платежей. Что же в этом плохого?
Рынок в Китае полностью монополизирован, что не соответствует как «правилам игры» во всем мире, так и международным соглашениям ВТО. Доступ международных платежных систем в Китае настолько ограничен, что практически отсутствует. Местная платежная система UnionPay попросту захватила весь рынок. Все платежные карты в стране с более чем миллиардным населением должны иметь логотип этой платежной системы и ей «подчиняться». Пекин проводит открытую политику дискриминации на рынке платежей, однако за этим наблюдают во всем мире и стремятся возобновить баланс справедливости на рынке, ведь Китай является одной из самых перспективных площадок с миллионами зажиточных клиентов. За них на мировой арене готовы бороться, а какая ситуация в Украине?
Сейчас наш рынок наоборот – достаточно благоприятный для выхода на него международных игроков. Тут ситуация даже немного другая – рынок открыт, но на него откровенно «рваться» никто не спешит. Однако на рынке работают все, кто этого хочет, на нем есть живая конкуренция, выбор, развитие. Visa, MasterCard и другие игроки чувствуют себя комфортно, а клиенты беспрепятственно рассчитываются теми картами, которые им по душе. Однако многие эксперты считают, что Украина может пойти по сценарию Китая. Зарегистрированный законопроект в Верховной Раде это подтверждает – условия для такого сценария могут быть созданы уже в ближайшее время. Вот только разница с китайским рынком у нас солидная, поэтому международные игроки, в случае создания для их работы каких-то препятствий, скорее попросту покинут рынок, нежели будут бороться за него, как в Китае. Так что ситуация более чем серьезная.
В ВТО не препятствуют изменению законодательной базы в торгующих на рынке странах. Изменения должны происходить, ведь благодаря им можно совершенствовать рынок и создавать для его участников более благоприятные условия. Однако этот инструмент может быть и обратного действия. Как следствие – рынок может быть монополизирован и в результате изолирован он внешнего мира. Поэтому остается надеяться, что при рассмотрении спорного документа решение будет приниматься не исходя из выгод отдельных игроков, а исходя из международных обязательств.
В. Костенко