ПриватБанк ввел революционное обязательное нововведение. Оно касается отслеживания перемещения определенной группы украинцев.
В конце года владельцы счетов физлица-предприниматели (ФЛП, ФОП — укр.) получили от финучреждения обновленные анкеты для прохождения верификации: она происходит регулярно, и является обязательным условием для дальнейшего действия счета. Не прошел верификацию по любой причине — счет заблокируют до получения информации.
Обновление данных — привычная процедура, бизнес давно к ней привык и этому не удивляется. Однако в этот раз появилось одно нововведение — ФЛП попросили подписаться под разрешением «установить геопозиционирование по телефону, который верифицирован как принадлежащий клиенту/уполномоченному лицу клиента».
Таким образом, банк просит разрешение на то, чтобы отслеживать передвижение клиента-ФЛП при помощи его телефона — через мобильное приложение Приват-24. Без этого разрешения, предприниматель не может пройти верификацию и продолжить дальше пользоваться счетом.
«Если не кликнуть, и не согласиться с этим геопозиционированием, то система не дает актуализировать анкету. По сути, банк заставляет меня согласиться на отслеживание моего местонахождения по номеру телефона, и выбора у меня нет. Иначе я остаюсь без счета. А на нем деньги. Вывести их нельзя, поскольку я не прошел верификацию. Замкнутый круг и очень похоже на шантаж», — подчеркнул предприниматель Андрей.
В самом Приватбанке требование по подключению геопозиционирования не отрицают. Там уверяют, что оно нужно только для одной цели — повышения безопасности платежей.
«Это все нужно для того, чтобы наш антифрод отсекал попытки мошенников завладеть средствами клиентов. Система видит, что владелец счета находится со своим телефоном, например, в Киеве, а его картой пытаются рассчитаться в Днепре. Как только происходит такая несостыковка, она не дает расплатиться, и просит человека подтвердить авторизацию. Что это действительно он совершает платеж. Если это жулик — банк не получает подтверждение от клиента, и перечисление не происходит — деньги не пропадут. То есть это одна из возможностей по отсеву мошеннических действий», — прокомментировал «Стране» ситуацию пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга.
Безопасность платежей — это единственная причина обязательного подключения геопозиционирования, уверяют финансисты.
Хотя людям все равно от этого не по себе.
«Банк просит разрешение на слежку за людьми. Хотя все граждане имеют право на свободу передвижения, и не всем нравится, когда за ними следят», — подчеркнул предприниматель Андрей.
Кстати, в Приватбанке сообщили, что отслеживают передвижение не только клиентов-бизнесменов.
«Клиентов-физлиц давно автоматически подключили к этой функции, она есть в базовом соглашении. Просто для ФЛП нужно было соблюсти процедуру и получить отдельное разрешение. Что до людей, то наша антифрод-система давно отсекает мошеннические операции используя данные, получаемые благодаря отслеживанию геопозиционирования по телефону. Она действительно помогает. Для понимания: геопозиционирование работает только при включенном мобильном приложении Приват24», — рассказал Олег Серга.
Кстати, эксперты уверяют, что за клиентами следит не только Приватбанк, но и другие финучреждения.
«Знаю, что геопозиционирование работает еще в Альфа-Банке и в ПУМБе, может быть и в ряде других банков. Наши финучреждения стараются по максимуму использовать Big data для борьбы с карточным мошенничеством. До их технологий дошли далеко не все иностранные банки. По этой части Украина опережает многие страны. Считаю это позитивным моментом, поскольку таким образом повышается безопасность расчетов, и создается меньше проблем людям. Определяя локацию человека, банк не блокирует ему транзакции, когда он не извещает о своих поездках. Но при этом отсеивает мошеннические действия. То, что Приватбанк запрашивает разрешение на услугу по геопозиционированию — положительный момент, другие делают это автоматически, без уведомления», — прокомментировал «Стране» ситуацию директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем (EMA) Александр Карпов.