Практически все сторонники активного шопинга на зарубежных Интернет-площадках сталкивались с проблемой слишком дорогой и длительной доставки в Украину, либо вообще с отсутствием такой опции на сайтах. Поэтому на помощь украинцам пришли почтовые форвардеры — компании, обеспечивающие пересылку отправлений из-за рубежа. О том, чем интересен этот сервис, как он развивается в Украине и каковы его перспективы, редакция PaySpaceMagazine спросила у участников рынка и экспертов.
Выгодно для всех
Пожалуй, основное, что должен предоставить форвардер покупателю, — возможность быстро и недорого получить товар из-за границы по своему адресу в Украине.
Артур Оруджалиев, издатель bitside.org: «Для потребителей основная польза от услуги форвардеров заключается в возможности доступа к несравненно большему ассортименту товаров, чем на внутреннем рынке. Причем, часто по более выгодным ценам»
В компании «Нова Пошта» (предоставляет услугу покупки и доставки товаров Nova Poshta Shopping) также отмечают, что форвардинг позволяет по более низким ценам и с гарантией покупки оригинального товара заказывать за границей продукцию тех брендов, которые не представлены в Украине или представлены не всем своим ассортиментом. Также появляется возможность пользоваться более выгодными ценовыми предложениями, принимать участие в акциях и находить интересные и даже уникальные для украинцев товары.
По ее словам, с точки зрения украинского рынка e-commerce, эта услуга дает иностранным Интернет-магазинам доступ к потребителям в Украине, а значит, является конкурентом в прямой доставке из международных Интернет-магазинов и таким образом стимулирует диверсификацию бизнеса.
Василий Журавель, СEO MEEST INTERNATIONAL: «Польза от форвардинга очевидна. Для потребителей это доступ к зарубежным рынкам с сотнями Интернет-магазинов, широкая линейка товарного ассортимента, гарантия качества товара в монобрендовых магазинах и в маркетплейсах; экономия средств за счет невысокой стоимости доставки в Украину, а также более низкая стоимость товара, поскольку рассчитана на локальный рынок и, конечно же, прозрачность оплат по транзакциям. Для рынка это популяризация онлайн покупок, первый шаг к непосредственному выходу онлайн ритейла на рынок Украины, рабочие места, насыщенность рынка логистики»
В то же время, по его словам, ощущается разница между зарубежными форвардерами и отечественными. Последние работают больше как «консьерж», закладывая в свои основные сервисы также выкуп товара и консолидацию нескольких посылок. А зарубежные форвардеры не считают нужным предоставлять собственные логистические решения, которые, как правило, дешевле.
Перспективы роста
Опрошенные эксперты не сомневаются в дальнейшем росте популярности почтового форвардинга среди украинцев.
Артем Рудько: «Услуги форвардинга будут популярны до тех пор, пока крупные игроки, такие как Amazon, не предложат украинцам прямую доставку, как это делает Aliexpress практически для всех товаров»
В компании «Нова Пошта» отмечают, что форвардинг для рынка Украины – это достаточно новая услуга, которая только начинает развиваться: объемы посылок растут практически вдвое год к году.
Ирина Холод: «У покупателей пока что присутствуют страхи, предубеждение и личные барьеры при заказе товаров в международных магазинах и их оплате банковской картой. В то же время все большее количество людей открывают для себя возможности форвардинга и покупают за рубежом»
Услуга форвардинга в Украине будет еще длительное время востребована, поскольку в интернете – дешевле, качественней, быстрей, уверен Василий Журавель. На эту услугу также очень сильно влияет общее экономическое состояние государства, покупательская способность, миграция активной части населения страны.
Артур Оруджалиев также прогнозирует активный рост популярности услуги, если в очередной раз не вмешается государство.
Артур Оруджалиев: «Перспективы отличные. Украина — небольшой бедный рынок. Выбор товаров тут всегда будет ниже, а цены выше, чем на больших и развитых рынках. И именно потому заказы в США и в Китае будут только расти. Если, конечно, не будут введены дополнительные законодательные ограничения, пролоббированные местными украинскими игроками»
Слон в посудной лавке
По состоянию на сейчас, законодательство, которое бы регулировало деятельность форвардеров в Украине, отсутствует. Вакуум в некотором роде заполняет закон «Об электронной торговле», а также Таможенный кодекс, в части регуляции правил беспошлинного ввоза посылок на территорию Украины.
Однако с 1 января 2019 года должен заработать так называемый закон «о трех посылках», ограничивающий беспошлинный ввоз товаров в страну, что может помешать развитию услуги форвардинга, стать для нее очень серьезным барьером.
«Закон о трех посылках» — совершенно невыгодное для государства решение, которое вряд ли будет реализовано на должном уровне, считает Артур Оруджалиев. Ведь создать хорошо работающую базу, которая сможет все отслеживать — огромные деньги.
Сейчас, согласно таможенным правилам, если на ваше имя одновременно прибыли несколько посылок или одна общей стоимостью более 150 евро, вы должны будете оплатить таможенный сбор, составляющий 32% от суммы превышения лимита.
Участники рынка соглашаются, что для полноценного развития услуги необходимо внести изменения в законодательство об электронной торговле, в котором установить правила работы зарубежных Интернет-магазинов на территории Украины, в том числе и форвардеров.
Что касается физлиц, которые покупают в интернете для собственных нужд, необходимо увеличить порог беспошлинного ввоза до 300 евро на человека и не ограничивать количеством заказов в месяц, неделю или день, уверен Василий Журавель.
Также, по его словам, стоит внести изменения в Таможенный кодекс в части защиты интеллектуальной собственности, а именно — применить международный принцип исчерпания прав. То есть, разрешить параллельный импорт.