На вопросы AIN.UA о том, как развивается e-commerce в Украине, согласилась ответить генеральный директор украинского офиса Allegro Юлия Марищук. Она рассказала, в каком состоянии сейчас онлайн-торговля, как можно ее оценить в деньгах и каким будет ее рост в 2013 году, а также — почему мобильная коммерция в Украине находится пока «в зародыше», несмотря на явную популярность смартфонов и планшетов. Она также пояснила, почему задерживается объединение Slando и eMarket, и рассказала о том, в какие проекты готов инвестировать холдинг.
— Как в прошлом году развивались основные сегменты e-commerce, в которых работает ваш холдинг? И какой будет стратегия Allegro в 2013 году?
— Рынок электронной коммерции в Украине развивается довольно динамично, ежегодно увеличиваясь в среднем на 25-30%. В 2012 году лидером по темпам роста стала модель шоппинг-клуба. Этот год будет показательным для данной модели бизнеса, так как, с одной стороны, существует определенная насыщенность рынка, с другой, сама идея очень интересна украинскому потребителю. Посмотрим, удастся ли шоппинг-клубам удержать свои позиции.
Интернет-аукционы стабильно «удваиваются», и подобный тренд мы ожидаем в 2013 году. Эта модель принята рынком и, к тому же, близка украинскому интернет-пользователю. В среднесрочной перспективе нет никаких предпосылок для спада активности в данном сегменте.
Вопреки мировым трендам, пользователи в Украине продолжают пользоваться сайтами сравнения цен перед совершением покупки. Мы можем судить об этом, учитывая рост количества постоянных посетителей проекта Vcene – с 2 до 4 млн за 2012 год.
Мы также прогнозируем рост классифайдов, что можно объяснить тем, что доски объявлений часто являются отправной точкой — первым опытом человека в электронной коммерции.
Отдельно следует отметить появление единого процессингового центра по приему и обработке онлайн платежей — PayU.
— Что можно сказать о развитии шоппинг-клубов в Уанете?
— Общая доля оборота шоппинг-клубов в разрезе рынка e-commerce Украины достаточно невелика, это легко можно объяснить, просто сравнив среднюю стоимость мобильного телефона и футболки. За последний год этот сегмент вырос в разы.
Сегодня большое число покупателей одежды переходит из офлайна в онлайн, и нужно понимать, что по этой категории барьер входа самый высокий, поскольку почти всегда необходима примерка. Но, как я уже сказала, данная модель охватывает, в основном, одежду, средний чек здесь не такой высокий, а значит, и доля шоппинг-клубов в интернет-торговле, несмотря на хорошую динамику, пока незначительна.
— Кто сейчас основные игроки этого сегмента по обороту?
— Крупные — это, прежде всего, modnaKasta, LeBoutique, Prestige, еще несколько игроков планируют выход на рынок. Однако данные по оборотам приводить не стану — цифры быстро меняются, и завтра оценка может быть совсем другой. Мы будем готовы озвучивать конкретные объемы ближе к концу года.
— Вы говорили, что шоппинг-клубы занимают маленькую долю в обороте e-commerce. Как вы его оцениваете по результатам 2012 года, и каковы ваши прогнозы на 2013?
— По нашим оценкам, в 2013 году оборот рынка электронной коммерции составит порядка $1,3-1,5 млд. В прошлом году он составил около миллиарда. Фактически, e-commerce растет быстрее, чем количество интернет-пользователей. Это означает, что существующие пользователи покупают активнее. К тому же любой кризис, даже не такой ярко выраженный, как несколько лет назад, влияет на покупательское поведение: люди начинают чаще покупать в онлайне.
На сегодняшний день электронная коммерция охватывает около 40% пользователей Уанета. Это означает, что практически каждый второй активный пользователь интернета покупает в Сети хотя бы раз в месяц. Конечно, нам есть куда расти, ведь в развитых странах этот показатель достигает 80-90%. Возможно Украина достигнет такого уровня через 5-7 лет.
— То есть, если брать оценку аудитории Уанета где-то в 15 млн., из них 6-7 млн. совершает покупку онлайн хотя бы раз в месяц?
— Да.
— Есть ли какие-то оценки объемов покупок украинцев на зарубежных площадках, том же eBay? Как, по-вашему, можно «перетянуть» эту аудиторию в Уанет?
— Таких оценок у нас нет.
— На каком уровне развития сейчас находятся мобильные продажи в Украине?
— Покупки через мобильные устройства – мировой тренд, который не может обойти Украину. В ближайшие несколько лет нас ожидает бурный рост этого направления, но по состоянию на сегодня обороты слишком незначительны.
Сейчас можно говорить о некоторых потоках покупок в сейлс-клубах, в классифайдах и некоторых других моделях. Остальные же не показывают хоть сколь-либо значимых цифр.
У всех наших проектов есть мобильные приложения, но это скорее продиктовано имиджевыми соображениями. Дело в том, что в Западной Европе большинство граждан используют мобильные устройства для покупок в сети. Нам же необходимо хотя бы 3 года, чтобы мобильная коммерция в Украине вышла на 5-10% от общего объема интернет-торговли.
— Если говорить о бизнесе холдинга, какие проекты группы лидируют по доходности, каков их охват по Уанету, динамика роста?
— По доходности — это закрытая информация. Если говорить об аудитории, то у Allegro по направлению e-commerce около 40% охвата интернет-пользователей. То есть, 85-86% украинцев, которые хотя бы раз покупали в интернете, совершали сделки с помощью наших проектов.
— В прошлом году сайты группы вышли из рейтинга «Бигмира». С чем это было связано?
— Мы исключили сайты из рейтинга, как только Digi Media объявила о новых схемах таргетинга (еще в декабре 2012 года). Дело в том, что наша аудитория слишком ценна для того, чтобы предоставлять возможность внешнему игроку ретаргетировать ее в своих целях, а также из-за отсутствия актуальности участия холдинга в данном рейтинге.
— Расскажите об инвестиционной стратегии холдинга, какие локальные проекты могут заинтересовать Allegro?
— В поле наших интересов всегда находятся e-commerce проекты, и мы постоянно открыты для новых инвестиций. Если говорить о сделках, которые провел холдинг, последней была modnaKasta, до этого — eMarket, Slando, Prom.
— О каких суммах сделок идет речь?
— Мы не можем раскрывать цифры по инвестиционной деятельности. Но, отмечу, что локальный менеджмент не занимается вопросами финансирования, есть специальный отдел голландского офиса, который отвечает за инвестиции во всех 70 странах. Суммы вложений могут быть очень значительными — все зависит от конкретного проекта.
— Уже можно говорить о каком-то эффекте от объединения Slando и eMarket? Сколько средств было потрачено на маркетинг eMarket до того, как портал закрылся?
— Проект Emarket работает в штатном режиме. В ближайшее время будет дана официальная информация о дальнейшей судьбе проекта. (в Slando немного поторопились объявлять в октябре об объединении ресурсов, но в общем, эта идея воплощается, только несколько медленнее, чем директор Slando Андрей Добрынин рассказывал в интервью. По данным редакции, уже к середине марта eMarket прекратит свое существование в качестве отдельного ресурса)
— eMarket достаточно рекламировался на ТВ, как и остальные проекты группы. Зачем интернет-компании покупают рекламу на телевидении?
— Многим проектам интересно растить не только посещаемость, но и развивать бренд. Как видите, на ТВ рекламируются крупные компании — Rozetka, Ukr.net (Sinoptik). В онлайне их знают все, поэтому им стал интересен офлайн.
При этом нельзя сказать, что ТВ-реклама привлекает огромное количество новых онлайн-покупателей. Скорее синергия обоих кампаний (онлайн и офлайн рекламы), идущих в одно время, способна дать наиболее ощутимый эффект.
— Говоря о другом вашем проекте, Aukro — недавно лоты на нем стали платными. Ранее вы говорили о том, что украинские пользователи не готовы платить. Ситуация поменялась?
— Во-первых, сейчас на Aukro добавляется достаточное количество объявлений о товарах, чтобы начать их «чистить». Мы установили цену за лот в 1 копейку, и если посмотреть на количество лотов, это составит меньше 1% заработка проекта. Поэтому основной целью была не прибыль, а улучшение качества контента, с помощью введения специальных фильтров.
Во-вторых, если говорить об оплате за размещения лотов в категориях «Авто» и «Недвижимость», то нужно учитывать, что это принятая рынком модель монетизации, которая уже давно работает на сайтах автомобильной тематики, ресурсах по недвижимости. Зачастую такие объявления публикуют не физлица, а агентства.
— С марта прошлого года у холдинга централизованный отдел продаж рекламы на порталах, почему было принято такое решение? Какую долю продажа рекламы составляет в общем обороте холдинга?
— Решение было принято для увеличения эффективности продаж, что и было достигнуто в конечном итоге. О доле говорить не стану, однако отдел достаточно эффективен, чтобы оправдать свое существование, а также обойтись без привлечения сторонних компаний.
— Не планируете выделить его в свой сейлс-хауз?
— Нет, это не имеет смысла, также как и использовать услуги внешних сейлс-хаузов.
— Расскажите, пожалуйста, об общих ожиданиях от 2013 года? Некоторые участники рынка предсказывают вторую волну кризиса.
— В 2013 году вполне возможна дальнейшая централизация, а также закрытие мелких проектов.
Но, в любом случае, мы ожидаем рост рынка e-commerce в целом, а также выход на него новых проектов. Не вижу никаких предпосылок для того, чтобы этого не произошло.
Platon — https://platon.ua/ также является единым процессингом по приему и обработке платежей