— В одном из своих интервью Борис Ложкин говорил, что объединение активов «УМХ» и «СКМ», это, в первую очередь, ответ на экспансию россйских компаний. Неужели так сложно с ними конкурировать?
— Это не ответ на экспансию, это нормальная бизнес-логика. Когда на рынке два больших игрока, им выгодно объединиться и вместе двигать рынок. И вместо того, чтобы тратить силы на междусобойчики, лучше их тратить на продвижение. Это и была основная цель объединения.
— Почему денег на рынке интернет-рекламы в разы меньше, чем в других медиа?
— Если стоимость контакта и стоимость аудитории на ТВ ниже, чем в «Фейсбуке», то зачем ей интернет? Я бы вообще не вел речь о конкуренции интернет-рекламы с телевизионной. Это две «большие разницы» и интернет-рекламистам надо думать, как их взаимодополнять – интернет-рекламу и телевизионку. Там гораздо больше синергии, чем конкуренции.
И я бы не сказал, что интернет мало используется, просто он используется в других нишах. Если мы говорим про единую интернет-рекламу, то она получается дорогой. Использование таргетингов и прочих диджитал-возможностей – это более короткий путь к пользователю и аудитории, возможность интерактивно реагировать. Интернет-реклама еще не оправдала тех ожиданий, которые на нее возлагали. Кроме того, какой объем у контекста? А это не 20-30 процентов. Парадокс – маленький рынок интернет-рекламы, а на нем топчутся толпы народу.
— Насколько по-вашему чист и прозрачен интернет-рекламный рынок?
— Я думаю, что интернет-рекламный рынок третий по коррумпированности после госзакупок и строительства.
— Почему?
— Вы с телевизионщиками давно общались, насколько там прозрачно? Рынок никогда не будет прозрачным – вся агентская суть, это получение дополнительной скидки. Достигаются какие-то договоренности, групповые, глобальные, еще какие-то. Или, допустим, вот кто-то ведет глобально FMSG-клиента, и ему сказали из Нью-Йорка — работай так, и он сам не знает зачем так работает. Рынок никогда не будет прозрачным, всегда найдется какой-то хитрец, который будет зарабатывать больше денег.
— Остались ли еще незанятые ниши?
— Во-первых, в Украине нет нормального бизнес-климата. Фондового рынка в Украине тоже нет и, наверное, уже не будет. Явного лидера в бизнес-сегменте, такого как «Правда» и «Корреспондент» в новостном, – тоже нет. Сейчас все ринулись в женский сегмент, я так понимаю, туда входят телевизионщики. Наверное, есть ниша в новостном сегменте еще для одного ресурса – «Корреспондент» и «Правда» не менялись уже 10 лет. Они эволюционировали, но ничего революционного на рынке не происходило. Наверное, мультимедийные новостные ресурсы имеют право на жизнь. Судя по количеству интернет-магазинов, наверное, есть ниша для обслуживания этих интернет-магазинов. Сейчас популярная тема lead generation. Какие-то логистические услуги, та же «Новая Почта» очень хорошо работает в сфере логистики для интернет-магазинов.
— Насколько для ресурсов оправдан такой вид «раскрутки», как привлечение посетителей через тизерный трафик?
— Прежде чем говорить про чистый трафик, нужно спросить, насколько вы честный человек. Каждый ресурс решает сам для себя, как привлекать трафик, это вопрос к владельцам, акционерам, хозяевам. Какие задачи они поставили своим менеджерам. Поставили им, допустим, задачу – попасть в топ-10 «Бигмира», вот они ее и выполняют. Каждый решает свои задачи по мере их поступления, тот же трафик с клубнички, наверное, богатые люди тоже смотрят такие ресурсы, и если такой человек попал по тизеру на новостной ресурс, значит он свою задачу выполнил. Эти пузомерки – смешны, это проблема украинского новостного сегмента – владельцы ресурсов не понимают, или не хотят понимать, что есть легко контролируемые, видимые показатели и начинают рассказывать, грубо говоря, – а у меня больше. Это статистика. Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика. Как эти цифры получаются – никто не знает.
— Возвращаясь к теме экспансии mail.ru, как с ними бороться? Разве государство не должно защищать отечественного производителя?
— Это их решение — продавать рекламу по низким ценам, тем более, что это не их основной рынок. Значит, нам надо делать быстрее, лучше и дешевле. Если не можешь сделать дешевле – делай быстрее и лучше. А привлекать госорганы к борьбе с захватчиками… Даже не знаю… Если государство возьмется регулировать рекламный рынок – хорошо ни рынку, ни украинским игрокам не будет – это мое личное мнение.
— А если пофантазировать, и государство начнет регулировать интернет-бизнес?
— Закончится тем, что интернет уйдет в тень, так же как и валютный рынок.
— Будем как в Беларуси заходить в wi-fi по паспорту?
— Ну это уже вопрос не интернета. А концепция развития страны.
— Думали уже чем дальше будете заниматься, после «УМХ»?
— Предложения были, но ничего серьезного. К сожалению, я еще не могу себе позволить пенсию, поэтому буду двигаться дальше.
— Что вам больше по душе, прийти в уже существующую компанию или развивать свой бизнес?
— Свой бизнес практически не рассматриваю, все-таки я управляющий, а не стартапер и не антерпренер. Было бы интересно рассмотреть управления финансами медийных интернет-проектов.