Чиновники, которые позволяли беспрепятственно работать электронным платежным системам в Украине на протяжении многих лет, решили, наконец, обратить внимание на этот рынок. Но платежным системам не стоит ждать на поддержку или инвестиции, их хотят проверять и взять под свой контроль. Почему же лишь теперь у государства возникли сомнения в прозрачности оборота электронных денег и не скрываются ли в побуждениях с лозунгом «победить мошенничество» скрытые угрозы для рынка электронных платежей в Украине?
Государство спешит «обеспечить контроль»
Электронным системам, которые в Украине развиваются своим чередом уже больше десяти лет, в последнее время есть о чем беспокоится. Все чаще звучат заявления о том, что оборот электронных денег вызывает сомнения в прозрачности, и что все больше преступлений, связанных с финансовыми активами, совершаются именно на кибер-уровне. Вопрос обсуждается не только «на кухнях», но и на самом высшем государственном уровне. В Верховной Раде хотят создать следственную комиссию для расследования деятельности электронных платежных систем, а в налоговой милиции заявляют, что системы Webmoney, Qiwi, ЯндексДеньги и другие находятся на проверке у Налоговой службы и специалистов Нацбанка. Но что же случилось в последнее время такого, что поставило под сомнения работы электронных платежных систем? Кто-то убежден, что государство хочет, чтобы платежные системы «поделились» заработанным, ведь все больше средств уходит в онлайн, другие надеются, что государство действительно готово отреагировать на всплеск активности мошенничеств в сети, а еще кто-то не верит ни в одно, ни в другое.
Намерения властей, как всегда чисты. Государство хочет защитить граждан от махинаций и финансовых потерь. Однако электронные платежные системы чиновники в своих заявлениях часто ставят в ряд с такими финансовыми структурами, как системы сетевого маркетинга и финансовые пирамиды. Обмана вкладчиков можно избежать, если обеспечить государственный контроль, но правильно ли включать в число подозрительных систем и рынок электронных денег? Никто из его «вкладчиков» пока не жаловался на обман и мошенничество структур, причем прозрачность и законность некоторых систем доказана в результате независимых экспертиз.
Электронные деньги, которых по закону «не существует», можно обналичить даже на почте
В украинском законодательстве, по сути, нет понятии «электронных денег» как такового, не смотря на то, что электронные платежные системы начали работать на территории страны еще в начале2000-х годов. Первое постановление, которое косвенно затронуло рынок электронных денег, было принято в июне 2008 года Национальным банком. Он обязал компании, которые осуществляют работу с электронными деньгами, подавать на согласование правила работы своих систем. С тех пор лишь системы «Макси» и MoneXy были зарегистрированы и являются единственными, которые могут считаться легальными в Украине для рынка электронных денег. И не смотря на то, что в 2011 году украинцы оплатили электронными деньгами товаров на более чем 115 млн. грн, определение понятия виртуальных средств в законодательстве так и не появилось, что же говорить про создание благоприятных условий для развития онлайн-рынка.
Но не смотря на отсутствие правового поля, платежные системы функционируют, причем достаточно активно развиваясь. Монополист на рынке, платежная система Webmoney, которая имеет около 2,5 млн. клиентов в Украине, успела достаточно укрепиться на отечественном рынке. С системой сотрудничают многие банки и другие финансовые учреждения, сегодня электронные деньги системы уже можно обналичить даже в отделениях «Укрпочты». Но государство вдруг усомнилось в работе платежной системы, кстати, как можно заметить, далеко не перед началом сотрудничества, а «на полпути». Что же на самом деле собирается защищать чиновники: граждан, или свои интересы? Ведь для граждан даже не создали правового поля, по сути, защищать электронные деньги людей и нет возможности, ведь по закону их попросту нет.
Возможно, важным аргументом в этом вопросе может служить также и постановление НБУ №481. В нем электронные деньги было решено не относить ни к наличной, ни к безналичной форме оплаты. По закону это вообще должно поставить в тупик интернет-магазины и другие онлайн-сервисы. Что ж, таким образом можно сделать лишь один вывод: создается впечатление, что государство создает наоборот – правовое поле для невозможности работы электронных платежных систем. Создает, готовится, изучает рынок, чтобы однажды выставить новые «условия игры», выгодные лишь себе.
Владимир Костенко