Люди, заставшие в более-менее взрослом возрасте советские времена, наверняка помнят, что представляла собой любая банковская трансакция того времени. Нужно было прийти в определённое время в Сберегательную кассу (именно так назывались банковские отделения), выстоять очередь, заполнить кучу бланков и лишь после этого заплатить несколько десятков советских рублей за коммунальные услуги и т.д.

Конечно же, как западные банки, так и первые коммерческие банки на просторах СНГ искали возможность освободить и клиентов, и своих сотрудников от бумажной «писанины» и ручной работы.

Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами с персонального компьютера клиента появились ещё в середине восьмидесятых годов. Связываясь с помощью модема с компьютером банка, клиент мог получить информацию о состоянии своего счета. Такие системы получили название Home banking. С ростом доступности Интернета для широкого пользователя, ведущие банки начали разрабатывать системы управления счетом через сеть. Интересно, что уже в 1997 году открылся первый в мире полностью виртуальный банк – Security First Network Bank. Впрочем, долго он не продержался, поскольку заслужить доверие заказчиков без реальной банковской инфраструктуры ни этому, ни другим виртуальным банкам так и не удалось.

Интернет-банкинг должен замещать физические банковские отделения

На сегодня практически любой крупный банк предлагает услуги интернет-банкинга (ИБ). В большинстве случаев, для пользования услугами ИБ понадобится электронно-цифровой ключ. Однако некоторые банки для авторизации пользователя предлагают двухфакторную аутентификацию с помощью пароля и SMS.

Интернет-банкинг должен постепенно замещать физические банковские отделения, считают многие банкиры. Так, Виталий Воротников, заместитель председателя правления SEB Банк, полагает, что украинским банкам необходимо постепенно сокращать число своих отделений, их и так слишком много, гораздо больше, чем в западных банках. На смену должен прийти онлайн-банкинг.

Интернет-банкинг никогда не заменит физические отделения банка

Но, несмотря на кажущуюся простоту и удобство интернет-банкинга — доступ к счету 24 часа в сутки в любом месте — число его пользователей пока не особо велико. Так, по данным GfK Ukraine, в конце минувшего года интернет-банкингом воспользовались 1,3% жителей Украины. Это самый низкий показатель среди всех государств Европы. Игорь Шаров, директор ИТ-департамента «Ощадбанка», полагает, что все дело в привычке. Новым технологиям пока не удалось сломать лед недоверия среди основной массы населения страны. «Все проблемы безопасности при работе с интернет-банкингом уже давно решены. И все же большинство заказчиков идет по привычке в отделение банка для оплаты любой, даже небольшой суммы денег».

Интернет-банкинг никогда не заменит физические отделения банка, считает Сергей Адаменко, заместитель председателя правления Сбербанка России в Украине. «Если вам нужно заплатить за квартиру, вы можете прибегнуть к оплате через Интернет. Но если вам нужно взять крупный кредит, или положить деньги на депозит, вам все равно придется идти в банк, и от этого никуда не деться. Именно поэтому некоторые банки до сих пор наращивают число своих отделений».

Низкую популярность ИБ поясняет и тот факт, что интернетом в Украине на данный момент пользуется лишь около 40% населения. Вместе с повышением уровня проникновения Сети будет расти и число пользователей интернет-банкинга. Украины. Кроме того, потенциальных клиентов ИБ также настораживает необходимость получения ЭЦП, ведь это дополнительные расходы. Поэтому многое ещё будет зависеть от того, насколько выгодные условия применения ИБ смогут предложить украинские банки.

Источник

Добавить комментарий