После открытия киевского офиса продаж и масштабной рекламной кампании в Украине российский поисковик Яндекс взялся за финансовое наступление на рынок. Сегодня компания объявила о запуске сервиса электронных расчетов Яндекс.Деньги за пределами России. Несмотря на доступность сервиса во всем мире, именно украинского пользователя в компании нацелились завоевать в первую очередь. О причинах такого решения, особенностях работы сервиса в Украине и планах продвижения на новые рынки в интервью «МедиаБизнесу» рассказала директор компании Яндекс.Деньги Евгения Завалишина.
— Когда состоится запуск Яндекс.Денег в Украине? Как это произойдет?
— У нас нет отдельного запуска на украинском рынке. Главное, что мы делаем сегодня – открываем границы. С 2006 года мы работали в условиях, когда Яндекс.Деньгами могли пользоваться только граждане Российской Федерации. Для этого были серьезные юридические основания. Но нам удалось их преодолеть, и отныне мы можем работать с любыми интернет-пользователями независимо от того, где они находятся. Из всех потенциальных рынков Украина – самый крупный, здесь больше всего людей, понимающих русский язык.
— Какими были юридические преграды для выхода сервиса за пределы РФ и благодаря чему вы их преодолели?
— Барьером служило несколько причин. Самая существенная причина — трансграничные платежи, для которых необходим валютный контроль. В феврале 2010 года Яндекс.Деньги встали на учет в Росифинмониторинг — этого потребовал 103 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (закон вступил в силу в начале прошлого года). С момента постановки нашей компании на учет в Росфинмониторинг российские банки, которые и осуществляют валютный контроль, стали более конструктивно строить с нами отношения. В частности, мы смогли согласовать с несколькими банками процедуры для работы с гражданами других стран.
— Что смогут делать с помощью Яндекс.Денег украинские пользователи? Они будут работать в российском финансовом поле?
— По сути, они действительно будут работать в российском финансовом поле. Так же, как если вы сейчас откроете счет в PayPal, вы будете работать в финансовом поле Сингапура, где зарегистрирована эта организация. Но вам это безразлично, ведь вы просто принимаете правила сервиса и пользуетесь им.
Мы рассматривали вариант выхода на другие рынки отдельным юридическим лицом. Однако тогда возникали бы сложности во взаимоотношениях между отдельными частями системы – например, в обмене украинских Яндекс.Денег на российские. Поэтому сейчас мы просто открываем пользователям всего мира возможности работать в рамках текущей системы. Это значит, что любой человек, у которого есть логин на Яндексе, сможет открыть себе счет в Яндекс.Деньгах, пополнять счет с помощью банковских платежных поручений или наличными через системы денежных переводов, совершать покупки в интернет-магазинах, подключенных к системе, делать переводы другим пользователям и пр.
— Несмотря на то, что Яндекс.Деньги будут доступны везде, Вы все же нацелены получить как можно больше пользователей именно в Украине. Почему?
— Мы не только сняли ограничения, но еще создали инфраструктуру, которая делает использование сервиса удобным. Если пользователь в Зимбабве знает русский язык, он может зарегистрироваться в нашей системе и даже отправить платеж из интернет-банкинга, пополнив себе счет. Но на украинском рынке мы пошли дальше заключили специальные договора с партнерами, чтобы увеличить количество точек, где можно пополнить счет, получить деньги, провести идентификацию анонимного счета. Среди партнеров – сети денежных переводов Anelik, CONTACT и Migom (несколько украинских банков, в том числе Ощадбанк).
— В какой валюте украинцы будут пользоваться Яндекс.Деньгами?
— Счета в Яндекс.Деньгах по-прежнему открываем в рублях. Мы не меняли систему – для всех пользователей у нас одинаковые тарифы, расценки и набор магазинов. Мы прекрасно понимаем, что для системы международных расчетов рубль вряд ли является самой удобной валютой. Но пока задачи подключить счета в иностранной валюте мы и не ставили. Сейчас мы просто удовлетворяем спрос потенциальных клиентов за пределами России, в рамках уже существующего сервиса. По мере развития мы понаблюдаем, что именно хотят и чем пользуются нероссийские пользователи нашей системы. Исходя из этого мы и будем развивать Яндекс.Деньги в других странах.
— То есть следующей валютой, в которой будут работать Яндекс.Деньги, может стать украинская гривня?
— У нас пока нет решения о следующей валюте.
Мы рассчитываем, что наша платежная система будет не моновалютным и не моноязычным сервисом. Но какой будет следующая валюта — гривна, доллар или евро — скажем позднее. Переход к многовалютным операциям и многоязыковым интерфейсам — это следующий шаг нашего развития.
— У компании «Яндекс.Деньги» есть офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Есть ли соответствующие намерения по открытию киевского офиса?
— Пока нет. Мы «расположены» прежде всего в интернете, и у нас есть возможность общаться с контрагентами по электронной почте. Например, с представителями компании Skype, расположенной в Люксембурге, (один из крупных контрагентов компании) мы впервые увиделись через три года после заключения контракта.
— Приход Яндекс.Денег на украинский рынок призван увеличить доходы вашей компании?
— Мы рассчитываем, что получим с этого рынка определенный доход, однако сейчас не это главный аргумент. У Яндекса существует собственная международная политика, мы же до сих пор действовали исключительно в пределах России. Теперь и мы хотим начать двигаться по этой дороге – увидеть наших пользователей за пределами России.
— Какой рост обеспечит украинский рынок Яндекс.Деньгам по итогам 2011 года?
— Хочется получить как можно больше. У нас есть оценки того, в каких сегментах мы можем быть особенно востребованы в Украине. Например, мы знаем, что около 30% средств русскоязычный Skype собирает вне России. Возможно, существенная доля этих денег приходится на Украину. Еще один важный для нас рынок – онлайн-игры, которые составляют существенную часть нашего денежного потока. 15-20% денег на онлайн-развлечения поступают из Украины. В магазине SoftKey покупатели из Украины составляют порядка 5%.
— Какую долю российских рекламодателей Яндекса обслуживают Яндекс.Деньги? Есть ли намерение привлекать к этому способу оплаты украинских клиентов?
— Юридические лица в России платят через банковские переводы. Для физических лиц Яндекс.Деньги – основной способ оплаты контекстной рекламы на Яндексе. На украинском рынке основная часть платежей за контекстную рекламу на Яндексе приходила через банки. С сегодняшнего дня мы обеспечиваем физлицам возможность оплачивать Яндекс.Директ Яндекс.Деньгами.
— На какой рынок активно пойдут Яндекс.Деньги в следующую очередь?
— Мы сначала хотим проанализировать результаты сегодняшнего события, чтобы увидеть, на каких рынках к нам проявят наибольший интерес. Сейчас мы видим себя наиболее востребованными именно в странах СНГ. Если мы увидим, что нас больше всего ждут в Израиле или Корее, мы пойдем туда. Хотя с такой же вероятностью это может быть Западная Европа, так как там проживает довольно заметная русскоязычная диаспора. Возможно, мы придем к модели, когда привязка к конкретному региону не будет играть роли.