Привычное январское затишье на рынке интернет-рекламы несколько затянулось в этом году. Конечно, рекламные кампании, запланированные в конце 2010 года, продолжаются, как и те, которые необходимо поддерживать постоянно. Однако ожидание традиционного всплеска в конце зимы становится томительным и тревожным.
Впрочем, на все есть свои причины, особенно, когда дело касается нестабильности в закономерных процессах. Небольшое исследование помогло прояснить ситуацию.
Не секрет, что основной объем рекламных бюджетов в Интернете, обеспечивают крупные компании, для которых, в то же время, Интернет является дополнительным каналом коммуникации. При всех разговорах о возрастающей доле Интернета в бюджетах клиентов, пока что основным рекламным носителем остается телевидение.
На декабрьской пресс-конференции, посвященной десятилетию Интернет ассоциация Украины, член правления ассоциации и президент компании «Укрнет» Михаил Комиссарук сказал, что сейчас доля интернет-рекламы в бюджетах рекламодателей составляет чуть более 5%, но через год-два этот показатель удвоится, а к 2015 году он составит 20%. Директор коммуникационного агентства UM (Universal McCann) Виктор Шерстюк оценивает перспективы скромнее, но тоже прогнозирует рост доли с 5% в два раза в течение 5 лет. Пока не наступили эти золотые времена, владельцы площадок с нетерпением ожидают начало каждого года, чтобы урвать кусочек от этих 5%.
Рекламные бюджеты на Интернет-рекламу, таким образом, жестко привязаны к бюджетам на ТВ. И без шоп-листов и условий размещения рекламы на телеканалах, рекламодатели не могут сформировать бюджет и на Интернет.
В конце прошлого года крупнейшие продавцы телевизионной рекламы StarLight Media (каналы ICTV, «Новый канал», СТБ, М1, М2, QTV и «Первый канал. Всемирная сеть») и «Интер-реклама» (все каналы группы «Интер») договорились о совместных продажах в следующем году. В конце января ряд агентств получили уведомление о том, что условия размещения ТВ рекламы на январь в феврале будут считаться недействительными. Мега альянс группы «Интер» и StarLightMedia (общая доля около 70%) после выдачи шоп-листов так и не указал размер скидок и условия заключения эксклюзивных сделок. Сейлз-хаусы настаивают на повышении цен для крупных международных клиентов на 50-70%. Окончательного шоп-листа нет, что делает затруднительным, а то и невозможным планирование расходов на следующий год.
Про маленький Интернет здесь и не думают. С 5% рынка остается только ждать. Судя по последней информации, до конца февраля селлеры и агентства найдут компромисс в вопросе повышения стоимости рекламы и рынок заработает. Кроме того, с учетом существенного повышения цен, вполне возможно, что Интернету достанутся большие бюджеты. Правда, эксперты склонны полагать, что данная ситуацие не столько затронет Интернет, сколько прессу и наружную рекламу, где размещения сократятся и свободные средства перетекут в телевизионную рекламу. Однако рынок неоднократно демонстрировал непрогнозируемость в этом вопросе. Сейчас никто не может опровергнуть и оптимистический сценарий для рынка интернет-рекламы.