Недавно компания «РБК Украина», владеющая одноименным сайтом и информагентством, отказалась участвовать в рейтингах bigmir)net. По словам заместителя гендиректора компании Дмитрия Розенфельда, эта рейтинговая система устарела и не отвечает запросам времени. О том, какие подсчеты аудитории наиболее адекватны сегодняшнему дню, перспективах новой панели интернет-исследований, а также шансах интернета увеличить долю в «медиапироге» он рассказал в интервью.
— Недавно стало известно, что ваш ресурс отказался от участия в рейтингах bigmir)net. Однако с сайта «РБК Украина» не исчез счетчик компании.
— Да, мы вышли из рейтингов и оставили только статистику. Сейчас это единственное, что может кого-то заинтересовать. В любом случае, агентства, распределяющие рекламные бюджеты, уже ориентируются на более современные показатели. Bigmir)net играл в свое время очень важную роль и был нужен. Сейчас эта система достаточно устарела, появились более современные модели.
— В чем заключаются недостатки рейтингов bigmir)net?
— Когда мы говорим о каком-то разделе – например, «Бизнес и финансы» – стоит копнуть глубже, и мы увидим, что далеко не все новости являются профильными.
— К решению о выходе из рейтингов Вас подтолкнул кто-то из рекламодателей?
— Нет. Перед принятием решения об отказе от рейтингов bigmir)net мы провели совещание топ-менеджеров, поговорили с рекламодателями и рекламными агентствами. И решили, что рекламные бюджеты как приходили к нам, так и будут приходить. Ведь когда человек видит, что на каждый вложенный доллар он зарабатывает хотя бы один цент, ему абсолютно не важно, в какие рейтинги входит сайт. Пока мы приносим прибыль нашим рекламодателям, мы будем эффективными, независимо от того, кто нас считает.
— Тем не менее, какое исследование интернет-рынка Вы избрали для себя как приоритетное?
— Выбор еще впереди. Мы с удовольствием проанализируем все, что есть, выслушаем предложения. Однако могу сказать, что в настоящий момент те подходы, которые используются при исследованиях Gemius и Google, наиболее адекватны 2010-2011 годам.
— Сейчас среди игроков украинского интернет-рынка ходит много разговоров о возможном финансировании новой панели исследований. Нужно ли оно вашей площадке?
— Конечно, нам всем хочется какого-то одного измерителя, который был бы единой валютой на рынке. Но в этом мире обязательно кто-то будет недоволен. Поэтому для нас не настолько принципиально, кто нас считает, важно лишь, насколько эффективны эти подсчеты. Мы с удовольствием примем участие во всех круглых столах и обсуждениях, потому что мы за урегулированный рынок.
— Какой должна быть новая панель, на Ваш взгляд?
— Справедливой и оперативной, легко доступной, понятной, и главное – все должны с ней согласиться. А сейчас выходит, что лидерство распределяется, как пояса в боксе. По одной версии чемпион один, по другой – совершенно иной.
— Не повлияли ли на ваш отказ от рейтингов bigmir)net изменения в рекламных доходах вашей компании?
— Нет, падение рекламных доходов мы уже пережили. Сейчас мы, слава Богу, на подъеме и неплохо набираем обороты. Поэтому такой мотивации у нас не было. Между рекламными поступлениями и рейтингами bigmir)net для нас нет никакой корреляции.
— Ваши рекламные доходы увеличатся по итогам 2010 года по отношению к 2009?
— В 2010 году нам было намного легче, чем годом ранее. Сейчас мы вводим бюджет на 2011 год, где закладываем приличную прибыль, которая будет разительно отличаться от прибыли 2010 года. Минимально мы ожидаем роста в 20%.
— Насколько в будущем году может вырасти доля интернета в «медиапироге» Украины?
— Нинасколько. Мне кажется, что бюджеты все уже сформированы, залатаны и поделены. ТВ-площадки, с одной стороны, набирают обороты, а с другой – опускают цены. И я не вижу никакого единства фронта, которым бы выступил интернет. Ведь что значит приход бюджета в сеть? Это значит, что в один прекрасный день определенная группа людей поверит, что каждый с трудом заработанный ими доллар, вложенный в интернет, а не на ТВ, к примеру, сработает на них более эффективно. А как он может в это поверить, когда информации об этом практически нет?
— Когда рекламодатель сможет в это поверить?
— Когда крупные, средние и мелкие интернет-площадки выступят единым и понятным фронтом с прозрачным рейтингообразованием, честными условиями игры без всяких тайных и кулуарных договоренностей, которые не меняются раз в 15 минут. И лишь года через три-четыре после того, как это случится, мы ломанем кусок большого пирога. А пока каждый здесь бьется лишь за себя, ТВ будет побеждать нас до окончания веков.
— Сейчас много прогнозов относительно высокой медиаинфляции на ТВ в следующем году. Не могут ли бюджеты в случае высокого подорожания ТВ-рекламы перетечь в интернет?
— Не могут. ТВ – это «ковровые бомбардировки» по детям, пенсионерам и безработным. Это три столба, на котором стоит ТВ. Ни одного из них практически нет в интернете. Поэтому я очень сомневаюсь, что даже при высоких ценах, огромных количествах роликов и падении эффективности ТВ-рекламы, к примеру, FMCG-сектор пойдет в интернет.
— Что может все же заставить бюджеты перетечь в интернет из других медиаканалов?
— Интернет должен стать самостоятельной ценностью, и бюджеты туда пойдут не от обратного. Распространенная ошибка главных интернет-маркетологов в том, что они думают, что все прибегут в интернет, когда в других местах рекламодателям станет плохо. Но ничего подобного не будет. Рекламодатели должны хотеть идти именно в интернет. Вспомните о запрете рекламы табачных изделий и алкогольных напитков на ТВ и в «наружке». Все думали, что в интернет привезут вагоны с деньгами, но их не привезли.
— Для какого сегмента рынка интернет должен сегодня себя позиционировать, в первую очередь?
— Сегодня в интернете основные рекламодатели – это финансовые компании, автопром. Сюда, безусловно, придет здравоохранение, страхование, алкоголь.
— Насколько способствуют росту интернет-рынка рекламные агентства?
— Рекламному агентству абсолютно безразлично, как именно будет распределен бюджет. Для него главное – чтобы был доволен клиент. Ведь люди считают, что чем меньше телодвижений, тем им лучше. Поэтому думают, что незачем изучать какую-то новую площадку (интернет), разбираться в этом «непонятном нечто», дать туда бюджет и, не дай Бог, получить по голове за инициативу, если что-то пойдет не так. Есть лишь несколько агентств, на которых держится интернет в Украине.
— Есть ли у «РБК Украина» планы относительно новых проектов в интернете или других медиаканалах?
— Мы замахивались открыть здесь РБК-телевидение. Но если мы его откроем, оно окупится в тот же год, когда чемпионом мира по футболу станет сборная Украины. Ведь рынок абсолютно не сформирован, чтобы бизнес-ТВ здесь было прибыльным. И несколько деловых телеканалов на рынке – горький тому пример. Костяк «РБК Украина», по-прежнему, составляет информационное агентство. Так будет и дальше.
Касательно новых проектов – мы рассматриваем сейчас возможность запуска нескольких узкоспециализированных порталов. К примеру, нас интересуют женская и спортивная ниши, а также сервис «ЕВРО-2012». Пока мы вряд ли будем открывать эти проекты, но мы внимательно присматриваемся к тому, что делают остальные в этих нишах.
— Появится ли что-то новое на самом сайте «РБК Украина»?
— В 2011 году мы продолжим проводить наши эксклюзивные онлайн-конференции. Если в 2009 году их было по одному в месяц, то сейчас желающих на них попасть намного больше. Люди нас смотрят, цитируют, они имеют высокую посещаемость и рейтинги. В ближайшем будущем мы будем стараться давать возможность большему колличеству политиков и бизнесменов принять участие в он-лайнах. Но следует учитывать, что это не совсем реально, поскольку мы приглашаем только первых лиц компаний, самых рейтинговых политиков и бизнесменов, а их не так то и много. Авторитет наших конференций растет потому что мы выдерживаем марку, к нам приходят только известные люди. Кроме того, у нас есть партнер – телеканал UBC, который делает записи и три раза в неделю показывает их у себя.
— Насколько перспективным Вы считаете платный доступ к сайтам? РБК рассматривает для себя такую возможность?
— Совсем недавно обсуждали этот вопрос с нашим генеральным директором Иосифом Пинтусом и сошлись во мнении, что это перспективно, лишь когда сформирован определенный уровень рынка. Когда есть весомые игроки, нормальная конкурентная среда, тогда люди готовы платить за что-то стоящее. Сейчас реально люди платят за порно, знакомства, доступы к базам данных. Мы не видим, за что мы должны брать деньги. Нам, безусловно, хочется, но это утопия. Наша принципиальная позиция – в открытости нашей ленты новостей. Других потенциальных платных ресурсов для нас я пока не вижу. К тому же, все это упирается в платежные системы. Пока они недостаточно популяризированы и развиты в Украине. Как только интернет-платежи заработают здесь реально, в ту же минуту заработают платные подписки. А насколько они будут успешными – зависит от контента.