Последние несколько лет электронные платежи все прочнее входят в нашу жизнь. Причиной этому, с одной стороны, рост числа пользователей интернета, а с другой — убыстрение ритма городской жизни. Нам больше не удобно идти в ближайшее отделение связи или сберкассу и выстаивать очередь, чтобы оплатить счета.
Наиболее массовым средством электронных платежей являются терминалы самообслуживания, которые можно встретить в большинстве общественных мест. Это удобный способ оплаты наличными на бегу, единственным недостатком которого являются очереди, которые время от времени могут собираться у терминала.
Впрочем, обитатели офисов больше времени проводят на рабочем месте за компьютером, потому большей популярностью у них пользуются системы интернет-платежей (так называемые «электронные деньги») и пластиковые карточки.
По поводу этих двух инструментов стоит отметить, что хотя, согласно результатам различных исследований, на долю первых и приходится около половины онлайн-платежей, их стремительно догоняет банковский пластик, который показывает тенденцию к увеличению своей доли в последние пару лет. В этой статье мы рассмотрим достоинства и недостатки различных систем оплаты счетов в интернете.
Заплатить за все
Традиционно, самым востребованным видом моментальных платежей является оплата телекоммуникационных услуг — это пополнение мобильного, оплата доступа в интернет, доменов и хостинга. Здесь большинство платежных систем предлагают пользователям расценки, стоимость которых складывается из чистой стоимости услуги и агентских комиссий. Конечная цена зависит от аппетитов системы и ее умения договариваться с поставщиками услуг.
Обслуживание
Обычно услуги систем оплаты счетов не стоят пользователям дополнительных денег, за исключением заложенных в них комиссий. Исключение составляет популярная Portmone.com, которая предлагает пользователям бесплатное пополнение мобильной связи, а дополнительные услуги предоставляются клиентам за ежемесячную абонентскую плату в размере 9,9 грн.
Пополнение на произвольную сумму
Несколько лет назад при пополнении счета мобильного телефона наибольшим спросом пользовались скретч-карты фиксированного номинала. Их аналогом в интернете являются электронные ваучеры. На сегодняшний день их значительно потеснила услуга пополнения счета на произвольную сумму. Это означает, что абонент может зачислить на счет своего мобильного практически любую сумму, с точностью до копеек.
Обычно абонентам не приходится переплачивать за такое пополнение. Ни Webmoney ни Приват24 или LiqPay не берут за это дополнительной платы. Исключение — система Portmone.com, которая взымает с пользователей за поплнение номеров Киевстара 1 грн сверху пополнений до 50 грн и по 3 грн дополнительной комиссии с каждых 100 грн платежей.
Напротив, при оплате картой через сервисы Приватбанка, тот же Киевстар возвращает абоненту часть денег в виде бонусов — 3% от суммы пополнения размером 50-99,99грн и 5% от 100+ грн.
Коммунальные платежи
Менее востребованным, но от этого не менее интересным и, однозначно, перспективным сервисом является оплата коммунальных услуг. К сожалению, на сегодняшний день возможность оплаты коммуналки реализована системами онлайн-платежей не повсеместно. Например, Webmoney позволяет оплачивать свет, газ и т.п. жителям столицы, Донецка, Одессы, Запорожья и Мариуполя. Предложение Portmone и того скромнее: Киев, Кременчуг, Харьков.
К счастью, интернет-сервисы Приватбанка, такие как Приват24, система онлайн-платежей LiqPay и платежная форма LightPay позволяют оплатить коммунальные счета практически где угодно. Для этого достаточно указать номер лицевого счета и показания счетчика. По сути, эти сервисы работают так же, как операционист в кассе, и не требуют наличия специального обмена данными с региональными расчетными центрами.
Автоматизация
Одним из значительных преимуществ электронных платежей является возможность их автоматизации. Согласитесь, удобно, когда однотипные ежемесячные платежи совершаются автоматически и своевременно. Такие платежи называются регулярными и большинство платежных систем позволяют их осуществлять. Например Приват24, LiqPay или Portmone. А вот Webmoney такой возможности не предоставляет.
Кстати, Приватбанк позволяет совершать регулярные платежи не только зарегистрированным пользователям (Приват24), но и незарегистрированным (lightpay) и даже анонимным (QuickPay). Более того, в своих последних разработках банк старается отойти от ограничения на использование своих служб только клиентами Приватбанка, но сделать их доступными всем владельцам международных платежных карт вообще.
Какая из систем лучше?
Разумеется, каждая из рассмотренных систем имеет свою аудиторию. Например, оплачивать счета в Webmoney удобно главным образом тем, кто имеет источник дохода в этих виртуальных деньгах: комиссии связанные с переводом наличности в Webmoney несправедливо делают такие платежи дороже.
Portmone.com предлагает своим пользователям доставку бумажных счетов, что может быть удобным для бухгалтерской отчетности на предприятиях, однако вряд ли стоит того, чтобы рядовые пользователи платили ежемесячную абонентскую плату.
Что касается сервисов оплаты счетов, предоставляемых Приватбанком, то первое что поражает пользователя — их обилие и разнообразие. Платить можно при помощи банкоматов, терминалов самообслуживания, интернет-банка, сервисов регулярных платежей, мобильных приложений и даже социальной сети Facebook. Зачем? Правда, при более близком знакомстве со всеми этими инструментами, начинаешь понимать, что каждый из них нацелен на свою нишу и удобен различным категориям пользователей с учетом их «среды обитания» и преследуемых целей.
В целом, приходится констатировать, что элетронные платежи Приватбанка вобрали в себя все лучшее, что на сегодняшний день придумано на рынке моментальных и регулярных платежей. Принимая во внимание, что данный банк является самым крупным эмитентом платежных карт в Украине, аудитория этих сервисов потенциально самая большая, а значит и мотивация развивать и совершенствовать свои сервисы у Приватбанка есть.
Очень интересно было бы провести сравнение с сайтом plategka.com