Итак, вы решили создать свой бизнес. Вы определились с его содержанием, то есть решили, что вы будете продавать или предлагать, в общем, за что хотели бы получать оплату. Вы создаете сайт и наполняете его рядом замечательных предложений.
В первую очередь, надо определиться с рынком. Кто составляет вашу целевую аудиторию? Каков он, ваш покупатель? В какой стране (странах, континентах) он живет? На каком языке (языках) разговаривает? Каков его социальный статус? Кем он работает? Сколько он зарабатывает? Мужчина он или женщина? Есть ли у него семья? Есть ли у него дети? Есть ли у него свой дом, автомобиль, домашние животные? Какие у него привычки, хобби, интересы? Как он отдыхает в выходные и где проводит отпуск? Что его интересует во время веб-серфинга?
Эти знания нужно использовать не только для того, чтобы наиболее эффективно «накрыть» такую аудиторию своей promotion-кампанией, но и чтобы сделать подачу своего бизнеса (в первую очередь сайт) уникальной и, как бы это правильнее выразиться, «вдохновляющей» (или «стимулирующей»?). Определяя и уточняя характер своих предложений, думайте о своих потенциальных клиентах, как о живых людях, представляйте их. Старайтесь представить не только, что они думают при посещении вашего сайта, но и что они чувствуют.
Кто-то сказал: «Лучше меньше, да лучше». 😉 Интернет практически безграничен, но ваша целевая аудитория — вовсе нет. Не надо ее переоценивать, считать аморфным неисчислимым множеством. На самом деле, это вполне определенное, возможно достаточно большое, количество конкретных людей.
Не надо думать, что чем больше заманчивых предложений, чудесных товаров, полезных услуг вы сможете предложить своим посетителям, тем лучше. Больше предложений вовсе не означает больший доход. Люди приходят к вам, потому что их интересует что-то конкретное. Постарайтесь угадать их интерес, а не охватить все возможные интересы. Мало кто в своих поисках ищет место, где есть все, на все случаи жизни, не надо и пытаться это предложить. Если вы, например, торгуете музыкальными дисками, не стоит ориентироваться на тех, кто «любит музыку», постарайтесь наилучшим образом удовлетворить тех, кто любит симфоническую музыку, или оперы, или джаз.
Для посетителя не все ваши предложения выглядят одинаково. Некоторые расположены в верхней части страницы или ближе по навигации сайта, некоторые лучше и привлекательнее описаны, другие снабжены привлекательной графикой. Подумайте, какие из ваших предожений могут быть более заманчивы. Скомпонуйте ваш сайт, исходя из цели привлечь и задержать внимание посетителя. Возможно, оставив полный набор ваших предложений где-нибудь на задворках сайта, одно или два из них стоит вынести на домашнюю страницу?
Людям нужны не только конкретные предложения (услуги, товары), но и советы и рекомендации, помогающие определиться, сделать наилучший выбор. Люди приходят на ваш сайт, потому что они доверяют вам, ценят вашу точку зрения. По крайней мере, вы сами можете так считать, и это безусловно верно по отношению к тем, кто приходит к вам повторно. Ваши посетители безусловно склонны прислушаться к вашим рекомендациям по конкретному предмету. Полагаясь на это доверие, вы можете предложить своим посетителям нечто весьма ценное, чего не будет в ваших прайслистах, но что даст вам дополнительный кредит доверия. Вспомните, что они пришли к вам в связи с конкретным интересом, а вы являетесь для них экспертом именно в этой области. Помогите им разобраться. Помогите сделать правильный выбор. Расскажите о ваших конкурентах и конкурирующих предложениях, опишите их достоинства и недостатки. Не бойтесь давать ссылки. Будьте объективны. Не преувеличивайте собственных достоинств, но и не преуменьшайте их. Ваша непредвзятость сама по себе даст вам заметное конкурентное преимущество.
Снабжайте ваши предложения описаниями, еще лучше сравнительными описаниями. Указывайте преимущества, а также недостатки и ограничения. Именно ваши описания и рекомендации придадут своеобразие всему вашему бизнесу, а вовсе не один лишь дизайн вашего сайта. Именно содержательные описания и разъяснения покажут вашим посетителям, что вы не жалеете времени и сил для того, чтобы наилучшим образом помочь им разобраться.
Выберите себе фирменный стиль,
а не только логотип, и старайтесь придерживаться его во всех случаях. Этот стиль может включать в себя логотип, возможно в некоторых вариациях, цветовую гамму, геометрию страниц, схему навигации. Здесь не может быть незначительных мелочей. Однако, следует избегать весьма распространенной ошибки — чрезмерного увлечения формой, в первую очередь дизайном. В оформлении коммерческого сайта вряд ли уместны смелые дизайнерские эксперименты, потому что это эксперименты над чувствами и восприятием ваших посетителей. Возможно, такой путь и не нужно полностью исключать, но только будьте уверены, что вы вполне понимаете, что вы делаете и какие результаты это должно дать.
Следите, чтобы ваши предложения не устаревали.
Ничто так не отвратит посетителя от желания воспользоваться вашими предложениями, а тем более вернуться к ним еще раз, как возникшее у него ощущение запущенности и покинутости. По мере того, как вы удовлетворяете запросы ваших посетителей, изучаете их, старайтесь придумывать новые предложения или кардинально пересматривать уже имеющиеся. И не жалейте выкинуть то, что не пользуется популярностью. Содержание вашего бизнеса должно заметно меняться (в лучшую сторону, разумеется) хотя бы раз в месяц, а некоторые изменения формы могут происходить еженедельно или даже ежедневно.
Следите за результатами ваших усилий. Имеется немало методов отслеживать результативность вашего бизнеса. На сервере можно получать логи посещений вашего сайта, автореспондеры тоже предоставляют логи запросов. Возможно, вы хотите установить счетчик на своих страницах. Многие из них, особенно связанные с рейтингами, предоставляют много информации о посещениях вашего сайта. Вся эта информация должна служить основой для обновлений. Анализируйте, какие страницы сайта наиболее и наименее посещаемы, откуда к вам приходят посетители. В результате вы сможете не только существенно улучшать сайт, но и корректировать свою promotion-кампанию, заметно повышая ее эффективность.
Сделайте ваш сайт интерактивным. Как минимум, заведите гостевую книгу, сделайте форму для подписки на обновления, форму для откликов. Не упускайте даже мимолетное желание посетителя поделиться с вами возникшими у него впечатлениями. Любой диалог с посетителем — это контакт, живая нить, связывающая его именно с вами. При этом уже ваши конкуренты становятся рыночными абстракциями, а вы — личным знакомым, к которому доверия несравнимо больше. А значит, и желания откликнуться на ваши предложения.
И, разумеется, будьте оперативны. Отвечайте на корреспонденцию сразу, если ее слишком много, организуйте специальную службу для работы с корреспонденцией и тщательно инструктируйте ее. Ну и, конечно, будьте неизменно вежливы и доброжелательны.
Поскольку у вас такой замечательный бизнес, а вы так хорошо знаете свой рынок, ясно представляете целевую аудиторию, прекрасно разбираетесь в том, как себя подавать и как обращаться с посетителями, все это не должно пропасть втуне. Люди должны о вас узнать. У них должен появиться шанс попасть к вам, чтобы им все это понравилось. Promotion — раскрутка или продвижение на рынок вашего бизнеса — отдельная большая тема, но этот вид деятельности надо все время иметь в виду. У вас должна быть спланирована целая планомерная акция, promotion-кампания. Чем более подробный и тщательный план вы составите, тем лучше. Все время думайте об этом, не меньше, чем о виде и содержании вашего сайта. Во время веб-серфинага смотрите, что делают другие, отмечайте специальные ресурсы, записывайте ссылки, разглядывайте кнопки и баннеры, учитесь… Изучайте методы и системы, осваивайте Usenet, поисковые машины и каталоги, баннерные системы и рейтинги, доски объявлений, метасредства, а главное… читайте нашу рассылку, потому что этой теме мы неизменно будем уделять много внимания. 🙂