Не успел в русском языке ужиться новый термин «логистика«, а все уже всерьез рассуждают о том, стоит ли выделять этот вид деятельности в отдельную сферу Интернет-бизнеса, либо оставить ее встроенной в уже существующие отношения.
Иногда бывает очень даже смешно. Не далее как неделю тому назад меня попросили помочь решить контрольную по логистике, которая при ближайшем рассмотрении оказалась контрольной по логике. Как говорится, не из той оперы. Но и в логистике есть своя логика, а особенно в И-логистике. Главная идея этой «науки» — обеспечить сбыт за счет снижения издержек на всем пути от продавца к покупателю.
Итак, не попадаете впросак и не путайте математическую науку с экономическими отношениями. Логистика это, как правило, интегрированная система сбыта, снабжения, транспортировки, хранения и производства товаров, то есть она подразумевает все виды деятельности от получения заказа до поставки товара потребителю.
Печальные итоги последего времени (разорение огромного числа Интернет-проектов) наводит на мысль о том, что первым шагом на пути к выходу компании в Сеть должно быть не создание Web-сайта, а полное переосмысление логистической парадигмы.
К счастью, проблемы управления поставками и снабжением хорошо изучены на Западе и существуют эффективные методы их решения, известные под названием SCM (Supply Chain Management — управление цепочками снабжения). SCM решает задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг конечным потребителям. Управление поставками неразрывно связано с внутрифирменным ресурсным планированием (Enterprise Resource Planning, ERP), которое ведет учет других ресурсов компании (финансы, персонал и т. д.) и играет существенную роль и в построении эффективных логистических цепочек.
Важность взаимосвязанных функций логистики в сфере e-бизнеса, необходимость применения комплексного подхода к обеспечению поставок уже мало кем ставится под сомнение. Но каким наилучшим образом наладить работу всей системы с этим вопросом столкнется большинство онлайновых бизнесменов в самом ближайшем будущем. Стоит ли выделять некоторые или все функции логистики или оставлять их встроенными в общий фундамент бизнеса?
Большинство компаний, как показал опрос IDC, относятся к разделению функций И-логистики довольно скептически (исключение составляет лишь доставка товара). Их беспокоят такие вопросы как совместимость служб логистики с уже существующими системами, конфиденциальность тразакций, способность сторонней фирмы обеспечить законченное решение в области логистики и т.п.
Последнее вызывает недоверие со стороны онлайновых торговцев, которые с большой неохотой идут на передачу функций управления заказами сторонней структуре. И их можно понять здесь находится кратчайший путь к святая святых — клиентской базе. 48% компаний высказались категорически против того, чтобы переложить функцию управления заказами на плечи другой фирмы.
Но сейчас становится ясно, что по мере развития И-логистики сотрудничество поставщиков будет направлено на делегирование службе доставки различных функций логистики. Потребитель тем самым будет избавлен от рассмотрения множества договоров с поставщиками.
Более 80% компаний обозначили четко прослеживаемую тенденцию оставить под своим контролем такие дистрибуторские функции, как управление заказами и их исполнение, а также управление возвращенным и непроданным товаром. Тем не менее, все большее число компаний выражает готовность вывести эти функции в течение последующих двух лет. Прежде всего И-бизнес готов «избавиться» от функции управления возвращенным и непроданным товаром (30% респондентов ответили на этот вопрос «вероятно да» и «скорее всего да»). В числе других кандидатов на отделение функция исполнения заказов (25%), а процедуру управления заказами доверили бы другой фирме лишь 18% опрошенных.
Что получат компании в случае специализации И-логистики и разделения ее функций по отдельным структурам? В первую очередь, у бизнеса появится возможность сосредоточить все силы на сфере своей компетенции, руководство избавится от головной боли, связанной с поиском соответствующего персонала, и в конечном итоге все идет к экономии затрат и увеличению прибыли.
По прогнозу IDC в период с 2000 по 2004 годы доходы компаний, специализирующихся в области И-логистики, будут постепенно падать в сфере B2C (с 46% до 31%), но расти в области B2B (c 54% до 69%). И это понятно — минимизировать высокие затраты на организацию логистики для небольших партий товара очень и очень сложно. На сегодняшний день не существует эффективной и дешевой доставки мелких заказов, столь необходимой в электронном бизнесе. Такие «короли логистики», как DHL, FedEx и другие, имеют образцовую систему для доставки посылок любого объема, однако они очень дороги для передачи им логистики электронных поставок в адрес множества мелких клиентов (т. е. для аутсорсинга).
Виталий Солонин