Вы, наверное, уже слышали о всевозможной «бесплатной» всякой всячине, предлагаемой сегодня направо и налево в изобилии. Чего только не предлагают: бесплатные персональные компьютеры (www.free-pc.com), бесплатный dialup-интернет, FreeMacs, бесплатные поинты** (или «виртуальные деньги», как например на MyPoints, SurfBuzz.com и Cybergold), и многое другое. Даже бесплатную выделенку (выделенный канал связи — www.freedsl.com)!
Прим. переводчика: этот сайт изобилует рекламой, ссылками, различной товарно-услуго-информацией. За каждый клик мышкой (т.е. за то, что вы затрачиваете какое-то время что бы прочитать какую-то рекламную информацию), вам начисляются очки или центы на ваш счет (если вы являетесь участником программы). При этом слово «бесплатно» не всегда означает возможность что-то получить бесплатно. Например, freePC значит, что на этом сайте вы можете бесплатно посмотреть/поместить инфо о продаже PСюков целиком или частями. Сами PCюки — за деньги.
Откуда деньги для раздачи всех этих бесплатных вещей? Подобные компании делают деньги на таких дополнительных источниках дохода как, например, реклама, лицензирование, продажа различной информации, и т.д. Из-за практически нулевой маржи (прибыли, разницы между себестоимостью и продажной ценой), или недостатка таковой, мы будем классифицировать такую бизнес-модель как НУЛЕВУЮ МОДЕЛЬ. (Прим. переводчика: насколько я понимаю, это не значит что ребята работают на голом энтузиазме. Вне всякого сомнения, все работы web- программистов и дизайнеров подобных сайтов, а также и самих владельцев оплачиваются из поступлений. Тем не менее, как у предприятия, т.е. субъекта предпринимательской деятельности, прибыль очень низка или практически равна нулю. Именно поэтому автор этой статьи называет подобную бизнес-модель «нулевой моделью»).
Технология работы этой модели сегодня становиться достоянием общественности: вы получаете что-либо бесплатно в обмен на
а) просмотр вами рекламы фирм спонсоров,
b) предоставление вашей личной контактной информации, тем самым предоставляя возможность кампании предлагающей бесплатное что- либо (в дальнейшем поставщик) как-бы изучать ваши особенности использования интернет,
с) получение, например, вами компьютера в обмен на ваше согласие пребывать интернет-членом данной кампании на протяжении определенного периода времени (скажем год, два), или что-нибудь в этом роде.
Следовательно, такие компании делают деньги на продаже рекламы, демографической информации, а также статистической информации о пользователях интернет и тому подобных вещах. Хотя, многие из компаний, предлагающих «бесплатные» персоналки (eMachines, Microworkz, Gobi.com, Enchilada.com) переживают крайне тяжелые времена, и поэтому разрабатывают другие модели ведения бизнеса или существенно пересматривают старые. Многие из них даже обанкротились. В основном, они приписывают этот плачевный исход тому, что в свое время не завоевали нужную массу пользователей, необходимую для привлечения несущих прибыль спонсорских вливаний или же поступлений от рекламы.
Тем не менее, «нулевая модель» в целом применяется сейчас достаточно успешно и даже переживает некий бум; владельцы подобных предприятий утверждают что их подходы работают и имеют право на жизнь, и что до сих пор не было доказано обратного (т.е. не доказано что они правы, но и обратного утверждать нельзя). Но, черт возьми — это же Интернет! Чего здесь только не встретишь?
При чем, иногда пользователи не только получают что-то забесплатно (доступ к интернет, персоналки, «очки» (они же — доллары в эквиваленте), и.т.п.). Но в дополнение ко всему, им еще и приплачивают. То есть, им платят за то чтобы они чем-нибудь пользовались! Пользователей по-прежнему заставляют просматривать рекламу (или что-либо другое), но кроме этого поставщик, к примеру, «бесплатных» персоналок еще и делится своей прибылью с пользователем (далее бенефициарий [тот кто получает выгоду, прим. переводчика])! Таким образом, пользователи получают процент за просмотр всех рекламных сообщений (смотрите выше пункт а) ) или за участие в программе, на которой поставщик делает деньги.
Например, если программа, в которой вы приняли участие, ставит условием предоставление и разрешение поставщику продавать (использовать) вашу контактную и демографическую информацию (смотрите выше пункт b), вы получаете небольшую долю от того, что он с этого имеет. И так далее. Конечно, здесь не идет речь о больших суммах, однако и эти суммы имеют тенденцию накапливаться! При этом пользователь (бенефициарий) не затрачивает для их получения особых усилий. Например, если одна из наиболее успешных нулевых моделей представляет на рассмотрение своих 22 млн. пользователей спонсорские предложения по увеличению отношения собственного капитала к заемному**, вы можете себе представить, насколько жизнеспособна такая модель!
(**Прим. переводчика: на мой взгляд, речь здесь идет о каком-то интернет-фонде, предлагающем пользователям, коими являются другие компании в поисках средств, услуги акционирования, т.е. подбора подходящего акционера, желающего вложить свои деньги).
Итак, НУЛЕВАЯ МОДЕЛЬ — это наподобие того, как если бы кто-то бесплатно дал вам автомобиль и при этом еще и приплатил бы вам за то, чтобы вы на нем ездили. Или, грубо говоря, это как если бы кто-то дал вам наличные деньги и при этом ПЛАТИЛ БЫ за то, чтобы вы их тратили. 🙂 В чем же тайный умысел такого подхода?
Если задуматься над этим, можно понять, почему продавцы, используя «нулевую модель» удовлетворяются той незначительной прибылью, которую имеют с продажи товаров: они осыпают пользователя подарками, платят за то, чтобы он ими пользовался. НО… Таким они концентрируют вокруг себя целую армию потребителей, которая, в свою очередь является лакомым кусочком для спонсоров и рекламодателей, на которых и делаются основные деньги.
Об авторе:
Николас Мэркейдэр — 29_ти летний совладелец филипинской консалтинговой фирмы Levator Consulting.