Несмотря на значительный разброс в подсчетах (объясняется различной методологией, выборкой, временем проведения исследования), все “замерщики” украинской Интернет-аудитории сходятся в одном: она растет и будет прирастать в ближайшем будущем. О том, чем объясняется и обеспечивается рост Интернет-аудитории в Украине, а также какие возможности это дает бизнесу, рассказывают эксперты рынка.

Стимуляторы роста

По словам генерального директора “UaMaster” Евгения Шевченко, в прошлом году аудитория пользователей Интернета в Украине увеличилась примерно на 20%, и в этом году прогнозируется сохранение той же тенденции. Кроме постепенной интернетизации регионов, стоит отметить также и постепенное улучшение качества и скорости связи (рост фиксированных ШПД-подключений), а также рост абонентов мобильного Интернета.

По данным НКРС, за 2009 год доходы от предоставления ШПД выросли на 139% до 3,36 млрд.грн.

Прирастать украинский Интернет будет примерно до уровня проникновения в 70%. “Есть надсистемные закономерности, которые говорят о том, что обычно Интернет с 30% до 60% растет очень быстро, а потом этот рост замедляется, в зависимости от возможностей страны. В любом случае, останутся в стране люди, которым Интернет попросту не нужен. И подключить их сможет только государство, а оно этим в ближайшее время заниматься не будет”, — уверен исполнительный директор Украинской ассоциации Интернет рекламы (УАИР) Андрей Заблоцкий.

Рост будет продолжаться в первую очередь за счет молодой аудитории, уверен менеджер по развитию бизнеса “Google” в Украине Дмитрий Шоломко. “Активность использования Интернета будет также увеличиваться, за счет взросления текущей самой активной части аудитории. Думаю, период “большого взрыва” аудитории мы уже пережили, дальше рост будет более-менее плавным в случае, если экономические и социальные составляющие общества Украины не будут меняться, — отметил он, добавляя, что в группе молодых людей от 14 до 18 лет проникновение Интернет составляет до 80%. — Понятно, что сейчас для подростков это — либо “погонять в игрушку” дома, либо один компьютер на комнату общежития. Но ведь это поколение вырастет, пойдет на работу и отказаться от Интернета скорее всего не захочет”.

“Google” счел украинский рынок достаточно зрелым для того, чтобы объявить об официальном открытии в Украине своего офис.

Правда с молодой “основой” для роста Интернет-аудитории в Украине не все так гладко. Как заметил исполнительный директор УАИР, в Украине с 1986 года и с конца 1990 образовался своеобразный “демографический провал”, а это значит, что аудитория, за счет которой прирастает украинский Интернет, так называемый “резерв прироста”, сейчас достаточно невелик. С другой стороны, на протяжении последней пары лет наблюдается тенденция к росту рождаемости, что обеспечит Уанету “преемников” через 12-15 лет.

Рисунок 1. Коэффициент рождаемости: 1994-2004 годы*

*по данным Госкомстата

Где тут Клондайк?

Во-первых, растет не только аудитория, но и активность этой аудитории онлайн. “Постоянно увеличивается активность использования Интернета (дней в месяц, часов в день). Как следствие — количество проведенного в онлайне времени и просмотренных страниц растет быстрее, чем количество пользователей. А значит, рекламодатели получат больший охват аудитории, а также возможность активного использования видео-рекламы и других “тяжелых” промо-материалов”, — считает глава “UaMaster”.

Таблица 1. Топ-5 регионов по активности среднего пользователя*

Регион Сред. кол-во просмотров за неделю на посетителя Сред. время на посетителя

Крым

408,06 11:03:52

Запорожская

401,84 10:33:39

Луганская

381,15 10:46:45

Николаевская

361,22 09:39:52

Донецкая

359,75 10:16:23

*по данным “gemiusAudience”

По улучшенным прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК)В 2010 году Интернет будет оставаться самым быстрорастущим рекламным медиаканалом, и составит до 230 млн.грн. (по сравнению со 145 млн.грн. в прошлом году), что будет означать практически 58%-ный годовой рост.

Но рекламная модель зарабатывания – лишь одна из многих возможных в Интернете. “Развивается и Интернет-коммерция, и платные сервисы в Интернете. Я бы сказал, что рекламная модель просто наиболее заметна, поэтому иногда кажется, что другого бизнеса в Интернете нет. И еще: для всего остального важна инфраструктура – платежные системы, службы доставки, та же реклама, – поэтому их развитие может идти не так бурно”, — говорит глава “Яндекс Украина” Сергей Петренко.

Собственно, вопрос касательно Интернет-коммерции, а конкретнее — тех товаров и сервисов, которые в Уанете будут востребованы, поднимался уже не раз. Прежде всего, считает Д.Шоломко, нужно привлечь внимание потенциальных покупателей чем-то новым и технологичным: “По данным всех без исключения исследовательских компании в Украине, подавляющее большинство пользователей Интернет в Украине — молодые люди, причем платежеспособность у них выше средней по стране. Поэтому если мы говорим о бизнесах для конечного клиента (В2С), то для быстрого успеха стоит ориентироваться на все новое и яркое — технологии, экстремальный спорт, отдых”.

Но при этом, по мнению эксперта, не нужно забывать, что у сегодняшней активной аудитории с ее взрослением всего через несколько лет появятся новые, серьезные увлечения и потребности, и тогда, скорее всего, сервисы электронной коммерции и финансы будут более важными, чем сейчас. “Поэтому, если строить сервисы с прицелом на будущее, нужно понимать, что указанные изменения обязательно произойдут. Если же мы говорим об области В2В (услуги для бизнесов), то тут самого большого успеха можно добиться, предоставляя любые услуги мелким и средним компаниям”, — считает представитель “Google Украина”.

Что же касается товаров, то здесь технологичность, как и ранее, ведет перед (см. Таблицу 2), но при этом не стоит забывать, что ниша техно-магазинов в украинском онлайне представлена более-менее полно.

Таблица 2. Категории “кликабельных” товаров: динамика с января по май 2010 года*
(процент кликов на товары из данной категории в общем числе кликов на товары в Интернет-магазинах, представленных на Яндекс.Маркете в Украине)

Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010

Компьютеры

24,26 21,92 19,92 20,28 20,28

Телефоны/сотовые телефоны

17,60 18,22 19 19,82 19,31

Электроника и фото

19,54 17,48 15,75 16,8 18,57

Бытовая техника

12,89 13,35 14,4 13,72 16,26

Книги

3,74 5,50 4,94 7,6 8,9

*по данным “Яндекс Украина”

Рисунок 2. Группы товаров, которые интересуют покупателей*

Рисунок 3. Группы товаров, которые покупают и о которых ищут информацию онлайн*

*по данным “iVOX”

От роста Интернет-аудитории выиграет не только онлайн-коммерция. “Любые бизнесы, которые могут использовать Интернет для увеличения продаж, получат дополнительную прибыль, — уверен Е.Шевченко, добавляя, что в частности этот канал может быть интересен FMCG-компаниям. — На сегодняшний день наличие онлайн-представительства стало неотъемлемой частью бизнес-процессов любой компании, будь то банк или ресторан”.

Ольга КАРПЕНКО

Добавить комментарий