Обязанность регистрироваться на новом госпортале «е-Покупець» может затронуть и тех, кто продает товары через Facebook и Instagram. По мнению экспертов, пока сложно сказать, станет ли система эффективным средством борьбы с интернет-мошенничеством.
После отмены военного положения интернет-торговцы не смогут продавать в Украине свои товары на маркетплейсах, если предварительно не верифицируются в государственном портале «е-Покупець». Эту платформу-реестр, задуманную как способ контроля над бизнесом и инструмент его коммуникации с клиентами и госорганами, лишь предстоит создать Министерству цифровой трансформации в исполнение закона о защите прав потребителей.
Задача амбициозная – подобные системы еще не внедрялись на Западе. От качества реализации портала будет зависеть и то, окажется ли он эффективным в части борьбы за права потребителей, противодействия мошенничеству в интернете, онлайн-торговле контрафактной и контрабандной продукцией. Исходя из слов наших собеседников, устранить эти проблемы можно и действующими механизмами, не предполагающими столь высокой степени вмешательства государства в отрасль.
«e-Покупець» – часть нового закона о защите прав потребителей.
Единый государственный вэб-портал для потребителей в сфере электронной коммерции (законодательное определение портала «е-Покупець») должен быть создан согласно подписанному в июле новому закону о защите прав потребителей. Правительство, внесшее проект документа в Верховную Раду еще в 2021 году, захотело обновить закон из-за несоответствия его старой версии, принятой еще в 1991 году, современным реалиям торговли.
В значительной степени документ направлен на актуализацию законодательной базы под условия интернет-торговли. В законе есть целый раздел, посвященный нормам продажи товаров по дистанционному договору, то есть который заключили вне торгового или офисного помещений.
Большинство норм закона вступит в силу после отмены военного положения, либо, если его отменят в ближайшие 12 месяцев, с июля 2024 года. Последнее не касается двух частей документа. Во-первых, обязанность для продавцов применять такие понятия как «скидка», «акция» и «распродажа» только к той продукции, которая реализуется по цене ниже обычной ограниченное время, начнет действовать ровно через год, даже если военное положение не отменят.
Во-вторых, вступление в силу норм, касающихся портала «е-Покупець», состоится после введение этого сервиса в эксплуатацию Минцифры, но не позднее трех лет со дня начала действия закона в целом. Так как закон вступит в силу только после отмены военного положения, либо в июле 2024 года (если военное положение отменят раньше), срок введения в эксплуатацию портала «е-Покупець» пока не определен, указали UBR.ua в пресс-службе Минцифры.
В лучшем случае, если война продлится не более года, «е-Покупець» должны будут запустить до июля 2027-го. На данный момент проект не находится даже на стадии разработки, уточнили нам в Минцифры.
«Ближайшим этапом станет разработка дополнительных подзаконных нормативно правовых актов для соответствующего запуска проекта в сроки, определенные законом. Хотим отметить, что портал потенциально будет носить другое название. Сейчас используется обобщенное название «Портал для защиты прав потребителей«, – рассказали в ведомстве.
Как нарушаются права потребителей в интернете
В пояснительной записке к проекту принятого закона указывалось, что наиболее частыми видами нарушений прав потребителей во время покупки товаров в интернете являются:
непредоставление полной информации о продукции и ее свойствах, стоимости, условиях доставки;
отказ продавца разорвать договор или вернуть деньги;
также встречаются случаи отсутствия сведений о субъекте хозяйствования, которые делают невозможным его идентификацию и привлечение к ответственности госорганами (Госпродпотребслужбой).
Информацию о количестве подобных нарушений законодатели не привели, однако, очевидно, что они более чем распространены и могут встречаться даже на крупнейших торговых интернет-платформах.
Например, автор этого материала после приобретения смартфона на маркетплейсе Rozetka обнаружил, что в устройстве нет функции NFC (чего не было указано в описании товара на сайте). Попытка связаться с продавцом – компанией Euromart – не увенчалась успехом: указанный в сопроводительных документах контактный номер телефона не отвечал, а единственный адрес продавца, куда можно было отправить товар для обмена, был не украинским, а польским. Не помогло и обращение в службу поддержки маркетплейса.
В ответ на запрос UBR.ua о комментарии по поводу портала «е-Покупець» в «Розетке» заверили, что проверяют данные продавцов перед тем, как допустить их на свой сайт. По некоторым категориям товаров там требуют от онлайн-ритейлеров дополнительных документов, свидетельствующих о безопасности продукции или ее соответствии закону.
Если покупатель не может связаться с продавцом по контактным данным или через личный кабинет на сайте, «Розетка» помогает это сделать, заявляют представители маркетплейса. Если это не помогает, их отдел контроля качества может применить «определенные санкции» к продавцу либо предлагают самостоятельно компенсировать ущерб клиенту. В самых сложных случаях «Розетка» предлагает пользователям обращаться в Госпродпотребслужбу «или даже в полицию», разъясняют в компании.
«В отличие от некоторых других маркетплейсов, главное условие сотрудничества с Розеткой для будущего продавца – это быть юридическим лицом (ФОП, ТОВ и т.д.). Все документы, необходимые для дальнейшей работы, проверяются юристами в начале процесса«, – подчеркнули в пресс-службе крупнейшего в Украине маркетплейса. Там добавили, что после начала полномасштабного вторжения существовали проблемы с доступом в реестры (ЕГР, реестр плательщиков ЕН, реестр НДС), однако сейчас они устранены.
Как и для чего будет работать «e-Покупець»
Тем не менее сейчас для маркетплейсов, которые, случайно или намеренно, но все же допустили на свою площадку недобросовестных торговцев, не предусмотрено никакой правовой ответственности. Она вводится новой версией закона о защите прав потребителей.
Согласно положениям ст. 18, «субъект электронной коммерции», реализующий свои товары через маркетплейс, класифайд (доска объявлений о продажах) или прайс-агрегатор (портал для сравнения цен продукции у разных продавцов) должен разместить на них данные, предусмотренные ст. 7 закона «Об электронной коммерции»: это, среди прочего, полное имя и место фактического проживания физлица-предпринимателя, полное наименование юрлица, электронный адрес, идентификационный код.
В свою очередь интернет-площадка должна проверить достоверность этих данных, а если не сделает этого, то будет оштрафована в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас размер н.м.д.г. составляет 17 грн), или на 8,5 тыс. грн. Госпродпотребслужба также получит право частично или полностью блокировать нарушившие эти правила сайты (запрашивая соответствующие требование у провайдеров), пока они не добавят необходимые по закону сведения.
Однако ключевая новация закона заключается не в борьбе с нарушениями, а в устранении возможностей для их возникновения. По новому закону маркетплейсам, класифайдам и прайс-агрегаторам в принципе нельзя будет предоставлять доступ на свои площадки тем торговцам, которые не верифицировались на портале «е-Покупець».
Для этого субъектам хозяйствования нужно будет после регистрации на портале добавить туда данные, предусмотренные ст. 7 закона «Об электронной коммерции», а также ссылки на ресурсы, где он осуществляет продажу товаров, и контактный номер телефона. После этого такой предприниматель получит статус «Проверенный продавец», который должен указываться в его профиле на маркетплейсе.
После того, как маркетплейс получит сведения о получении торговцем статуса «Проверенного продавца» и разместит соответствующий ярлык в его профиле, будет считаться, что интернет-площадка выполнила свои обязательства в части проверки достоверности данных о торговце, отметили нам в Rozetka.
Требование верифицироваться на «е-Покупець» не касаются физлиц, не являющихся зарегистрированными предпринимателями и «субъектами электронной коммерции». Исходя из норм закона, после его вступления в силу граждане смогут продавать товары только на досках объявлений (класифайдах) вроде OLX.
По предложенному законом определению «защитаа» (указанному в разделе IX) им могут считаться и такие международные соцсети как Facebook и Instagram, на которых можно создавать магазины, предоставлять покупателям информацию о продукции и даже давать возможность ее купить.
Смогут ли украинские власти заставить иностранные компании проверять наличие у их бизнес-пользователей статуса «Проверенный продавец» на портале «е-Покупець» и ограничивать доступ к своим площадкам для не прошедших идентификацию на портале предпринимателей – неизвестно. Однако сложности с блокировкой отдельных аккаунтов в таких соцсетях у Госпродпотребслужбы и провайдеров вряд ли возникнут.
«е-Покупець» задумывается не только как открытый реестр интернет-предпринимателей, но и как система их коммуникации с госорганами и клиентами: последние, в частности, смогут подавать жалобы на бизнес при нарушении их прав. А сами предприниматели смогут использовать портал для размещения коммерческих предложений.
В Rozetka, впрочем, отмечают, что до запуска ресурса невозможно сказать, упростит ли он подачу жалоб и ускорит ли их рассмотрения ответственными органами. Спрогнозировать эффективность новации сложно еще и потому, что «е-Покупець» может стать первом в мире подобным госпорталом.
«Нам не известно о существовании аналогичной системы ни в странах Евросоюза, ни в США«, – указали нам в пресс-службе «Розетки».
Относительно борьбы с продажей контрабанды и контрафакта в Rozetka указали, что те из них, которые ввозятся из-за границы, должны проверяться таможенной службой. У самого маркетплейса есть специальный отдел, которые превентивно выискивает поддельные товары и удаляет их с сайта. Он же обрабатывает жалобы клиентов на продажу таких товаров и проверяет всю информацию про осуществляющих ее продавцов.
По мнению эксперта рынка телекоммуникаций Романа Химича, задумка с порталом «выглядит как воплощение сразу двух популярных трендов, которыми много лет страдают органы власти»: чрезмерной централизации и технократизма «как искренней веры в то, что решение многоаспектных проблем, в первую очередь социальных и политических, лежит в технологической плоскости».
Видимое в идее портала «е-Покупець» «желание централизировать все, до чего можно дотянуться» может вылиться «в очередную схему по обилечиванию бизнеса». А из-за особенностей «украинского технократического мышления» существует риск, что разработчики портала сделают ставку «на простые дешевые технические решения и проигнорируют всю нормативную базу», опасается Химич.
«Для Минцифры не будет проблемой слепить на коленке еще один реестр. Одно готов утверждать однозначно – Минцифры проигнорирует всю сразу нормативно-правовую базу. Так было с еХелс и Дией, почему не повторить ещё раз. Минцифры, мягко говоря, не очень успешна в решении проблемы безопасности и доверия в цифровой среде. Собственно говоря, МЦТ и не желает ею заниматься, перекладывая ответственность на МВД и СБУ», – высказал мнение эксперт.
Он добавил, что в отсутствие техзадания невозможно спрогнозировать, сколько будет стоить создание «е-Покупець». В самой Минцифры UBR.ua отметили, что для разработки портала и его техподдержки планируется привлекать «доноров».