Уже через несколько месяцев в Китае в ходе зимних Олимпийских игр может быть запущен цифровой юань – е-CNY. В связи с этим у экспертов и участников рынка возникает закономерный вопрос: как это отразится на текущих лидерах в сфере мобильных платежей в КНР – Alipay и WeChat?
В стремлении Народного банка Китая (НБК) предложить рынку валюту, для использования которой не требуются посредники, просматривается прямая угроза этим компаниям.
Угрожает ли цифровой юань платежным системам Alipay и WeChat
В настоящее время свыше 90% мобильных платежей в Китае приходится на две системы, формирующие дуополию: Alipay от Alibaba и WeChat от Tencent. Согласно оценкам аналитиков Fitch Ratings, на текущий момент влияние цифрового юаня на финансовые результаты этих компаний минимально. Однако в долгосрочной перспективе их позиции на рынке будут зависеть преимущественно от регуляторной политики правительства относительно небанковских поставщиков услуг мобильных платежей.
И здесь необходимо учитывать уже имеющиеся факты принятия конкретных мер по предотвращению доминирования на рынке двух частных игроков. В ноябре прошлого года было приостановлено IPO на $34,4 млрд оператора системы Alipay – Ant Group (дочерняя компания Alibaba). А весной этого года на группу компаний Джека Ма был наложен антитрастовый штраф в $2,8 млрд.
Официальные власти в лице служащих Народного банка Китая либо отказываются комментировать влияние е-CNY на позиции Alipay и WeChat, либо заявляют о том, что никакой конкуренции нет, а различные возможности будут дополнять друг друга и сосуществовать. Об этом, в частности, заявлял в конце марта Му Чанчунь, директор Института исследования цифровых валют НБК, на саммите по информационной безопасности Банка международных расчетов (BIS). Чиновник отметил, что в случае возникновения технических или финансовых проблем у Alipay и WeChat угрозы могут возникнуть для стабильности всей финансовой системы страны. Именно поэтому власти должны ускорить внедрение реальной альтернативы этим участникам рынка.
Еще одна цель внедрения е-CNY – более широкое вовлечение населения в систему безналичных платежей. Несмотря на то, что Китай на сегодняшний день является мировым лидером по распространенности мобильных кошельков – ими пользуется 47% населения, совершая ежегодно транзакции более чем на 2 трлн юаней – 225 млн человек или 20% взрослого населения страны не имеет счета в банке.
В целом, как видно из представленной ниже схемы, актуальность появления цифровой валюты в качестве нового альтернативного и более эффективного инструмента монетарной политики и способа вовлечь население в безналичный денежный оборот существенно выше в развивающихся странах. Возможно, поэтому текущие лидеры финансового рынка в лице США, ЕС и Японии проявляют готовность отдать пальму первенства Китаю, чтобы изучить его опыт и избежать ошибок, предложив своим гражданам уже более совершенный «продукт».
Чем платежи в е-CNY отличаются от традиционных систем мобильных платежей
Отсутствие посредников. Эмиссия цифрового юаня осуществляется по двухуровневой схеме. НБК распределяет е-CNY под 100% депонирование наличных юаней между банками-участниками системы, а последние уже производят обмен цифровой валюты на наличную в расчете 1:1.
Используя специальное приложение, пользователи могут совершать платежи и переводы напрямую, не прибегая к услугам посредников и даже не имея счета в банке. Таким образом исключаются какие-либо комиссии.
Платежи без подключения к интернету. Для приема и списания платежей пользователям достаточно сгенерировать или считать QR-код без подключения к интернету.
Более того, помимо приложений для мобильных телефонов в ходе тестирования использовались и кошельки, встроенные, например, в перчатки для горных лыж.
Моментальная оплата. Зачисление-списание денежных средств происходит моментально.
Обусловленное средство платежа. Являясь цифровой валютой, е-CNY может быть «запрограммирован» на строго целевое использование, например, на оплату транспортных расходов или продуктов питания, что может упростить процессы предоставления адресной помощи населению, бизнесу и некоммерческим организациям.
Какие проблемы с внедрением е-CNY видят эксперты
При всех возможных выгодах, которые получат потребители от возможности рассчитываться цифровым юанем, есть ряд факторов, сдерживающих распространение е-CNY в качестве альтернативы традиционному юаню и в еще большей степени – доллару.
Усиление государственного контроля. Повышение прозрачности платежей, централизованное хранение данных о пользователях, возможность блокировать средства и вводить другие ограничения – все это позволит властям Китая повысить эффективность официально заявленных мер по предотвращению финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и отмывания денег. Однако насколько прозрачна, предсказуема и обоснована будет деятельность самих властей в этой сфере? Ведь там, где есть возможности для злоупотреблений, есть и те, кто захочет их использовать.
«Управляемая анонимность». Именно так определяют в НБК подход к раскрытию данных о пользователях. Для небольших платежей при регистрации достаточно указать номер телефона, а для более крупных сумм применяются правила KYC – «Знай своего клиента» (Know Your Customer). Чем больше персональных данных предоставляется пользователем, тем шире доступный ему функционал системы. Однако и в этом случае остается вопрос, не будут ли изменены правила, когда закончится первый период популяризации е-CNY, и новая валюта ослабит конкурентов в лице Alipay и WeChat?
Вытеснение небольших и частных игроков. Устранение посредников из системы платежей ослабит положение небольших и особенно негосударственных компаний, если с рынка вслед за ними уйдут Alipay и WeChat, это ухудшит конкурентную среду, снизит возможности частных игроков анализировать поведение потребителей и предлагать персонализированные услуги.
Что на кону?
Формально e-CNY должен вытеснить из обращения наличные деньги, включая физические банкноты и монеты, доля которых в общей денежной массе составляет не более 10%.
Однако главная ценность, за которую будет вестись охота – это данные пользователей. Сейчас именно Alipay и WeChat аккумулируют огромный массив информации о поведении сотен миллионов потребителей, и такая информация представляет значительный практический интерес для властей Китая.
Кроме того, чем активнее e-CNY будет использоваться внутри страны, тем больше у него будет шансов завоевать весомое место в трансграничных расчетах.
Усиление позиций национальной валюты Китая в качестве резервной и изменение всей мировой финансовой архитектуры, основанной на доминировании доллара, входит в число стратегических задач политики Пекина.
В заключение
Абсолютное доминирование Alipay и WeChat на рынке розничных мобильных платежей является надежной гарантией того, что пока НБК в интересах сохранения стабильности финансовой системы воздержится от каких-либо ограничительных мер в их отношении.
Тем не менее, следует учитывать, что власти Китая ведут целенаправленную политику по демонополизации экономики. Согласно представленному Центральным комитетом КПК и Государственным советом КНР пятилетнему плану усиления контроля в сферах национальной безопасности и технологических инноваций, до 2025 года власти страны примут нормативные акты в сфере регулирования технологической отрасли, управления данными, борьбы с монополиями и по другим направлениям. В числе целей: обеспечение «верховенства закона» и «здорового развития новых форм бизнеса».
Поэтому можно прогнозировать, что регуляторные изменения будут направлены на поддержку е-CNY и последовательное сокращение доли Alipay и WeChat на рынке. Этому будет способствовать и функционал цифровой валюты, позволяющий задействовать административный ресурс. К примеру, в новой валюте могут осуществляться целевые бюджетные выплаты, с ограничением возможных сфер расходования. У пользователей просто не будет выбора, кроме как рассчитываться цифровой валютой при получении субсидий и дотаций.
Для остальных категорий потребителей главную роль при выборе между использованием уже привычных Alipay с WeChat и е-CNY будут иметь такие факторы, как удобство интерфейса, функциональные возможности, отсутствие комиссии (не исключено, что под давлением конкуренции Alipay и WeChat снизят или также откажутся от взимания комиссии).
Проблема централизованного доступа правительства к персональным данным и «управляемая анонимность» вряд ли станут серьезным сдерживающим фактором для принятия гражданами Китая нового платежного средства. По крайней мере, до тех пор, пока не появятся прецеденты дискриминационного использования данных при реализации государственной политики в той или иной сфере.