Криптовалютная отрасль бурно развивается, и вслед за практиками настало время прийти теоретикам. Их задача — описать, как работает новая экономика, ее возможности и методы оценки новых активов. Команда проекта BlockChannel выделила пять направлений, за которыми стоит следить в 2018 году.

В течение последних нескольких месяцев криптовалютная индустрия переживала бум, и мы могли наблюдать головокружительный рост как собственно криптовалют, которому на смену пришла коррекция в начале года, так и рынка децентрализованных приложений в целом.

Пока рынок продолжает переживать волатильность, нам нужно изучить ключевые аспекты нашей будущей, основанной на токенах экономики, которая станет основой для более эффективной финансовой системы. Нам потребуются знания, чтобы добиться наилучшего экономического и социального эффекта от этого, как сейчас кажется, неограниченного доступа к капиталу.

1. Стимулы и механизмы

В этом году стоит ожидать создания новых моделей взаимодействия, связанных с использованием токенов, и эти модели начнут влиять на общество. Кроме того, появятся новые решения для масштабирования криптовалютных систем.

Перед новым годом был создан первый тестовый контракт (написанный на языке Viper) для протокола Casper, разработанного для блокчейна Ethereum. В этом контракте используется новый механизм подтверждения — если раньше это был Proof-of-Work, то есть майнинг, то теперь это будет «доказательство доли владения». Когда сеть будет запущена, мы увидим взлет интереса со стороны разработчиков — возникает много вопросов: как переход на доказательство доли владения повлияет на рынок, как этот новый принцип будет реализован в продуктах, и как будут устроены новые объединения, подобные прежним майнинговым пулам.

Должно вырасти и количество токенов, ориентированных на доказательство доли владения и соответствующих стандарту ERC20, вроде SpankChain и OmiseGO — это понятный и экономически эффективный создания, поддержки и стимулирования новых типов денежных систем на основе Ethereum.

2. Теория денег

Криптовалюты заставили нас переосмыслить понятие денег — мы начинаем лучше понимать, как устроены денежные системы, и какие программные стимулы и децентрализованные структуры в них можно использовать.

Кроме того, у нас есть возможности для изучения конкуренции валют — поклонники биткоина описали криптоэкономику с точки зрения Австрийской экономической школы (см. работы Саифедина Эммауса).

В 2018 году будут разработаны альтернативные теории, в которых будет место и для альтернативных криптовалют; они будут обусловлены спросом на точность оценки (MV = PT) и могут опираться на теорию обмена.

Растет и интерес к теме со стороны академических монетарных экономистов, например, научное издание Journal of monetary economics публикует подобные работы, что свидетельствует о взаимном проникновении криптоэкономики и традиционной экономики.

В 2018 году таких работ станет больше.

3. Оценка

Технологические сдвиги меняют концепции оценки активов. Например, интернет-бум привел к развитию теоретических моделей, позволяющих оценить бизнес исходя из количества клиентов. Сегодня те же теоретики говорят, что активы, не связанные с денежным потоком, не должны оцениваться традиционными методами. Пока все только начинается, и любые результаты таких работ стоит оценивать как предварительные, но в 2018 году эта область будет бурно развиваться.

4. Поведенческие финансы и цены на активы

Кого бы из на­блю­да­те­лей вы ни спро­си­ли, любой вы­даст вам спи­сок из несколь­ких де­сят­ков пе­ре­оце­нен­ных, по его мне­нию, про­ек­тов. Оче­вид­но, ка­кой-то уро­вень пе­ре­оцен­ки су­ще­ству­ет, и в бу­ду­щих учеб­ни­ках их будут рас­смат­ри­вать как при­мер пу­зы­ря (осо­бен­но это ка­са­ет­ся от­но­си­тель­но цен­тра­ли­зо­ван­ных ак­ти­вов, ко­то­рые лишь ми­мик­ри­ру­ют под участ­ни­ков новой эко­но­ми­ки).

Мы знаем, что внед­ре­ние и рост цены новых ак­ти­вов в ос­нов­ном за­ви­сит от на­стро­е­ний ин­ве­сто­ров и мар­ке­тин­га, но пока не по­ни­ма­ем, в какой сте­пе­ни этим фак­то­рам под­вер­же­ны вла­сти в раз­ных стра­нах, ведь ско­рость рас­про­стра­не­ния этих новых тех­но­ло­гий ока­зы­ва­ет­ся слиш­ком вы­со­кой — и для обы­ва­те­лей, и для тра­ди­ци­он­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, и для ре­гу­ля­то­ров.

По­яв­ле­ние крип­то­ва­лют по-преж­не­му оста­ет­ся одним из самых про­во­ка­ци­он­ных и ин­те­рес­ных яв­ле­ний но­вей­шей ис­то­рии. Будем на­де­ять­ся, что все мы про­дол­жим ин­ве­сти­ро­вать и осва­и­вать новое в рам­ках праг­ма­тич­но­го под­хо­да.

5. Социальные эффекты токенизации

Мы уви­дим, как по­яв­ля­ют­ся новые ме­то­ды ис­поль­зо­ва­ния этих фи­нан­со­вых эко­си­стем, ко­то­рые поз­во­лят вы­стра­и­вать более эф­фек­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие ка­пи­та­ла и че­ло­ве­ка с по­мо­щью се­те­вых сти­му­лов.

Ин­стру­мен­ты и тех­но­ло­гии вроде «до­ка­за­тель­ства гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния» от ком­па­ний типа FOAM, по­ро­дят новые ме­то­ды вза­и­мо­дей­ствия и новый биз­нес, на­при­мер, ста­нут сти­му­лом для раз­ви­тия тор­гов­ли и ин­фра­струк­ту­ры в пу­сте­ю­щих го­род­ских рай­о­нах или при­ве­дут к со­зда­нию ав­то­ном­ных ин­тер­нет-се­тей в сель­ских рай­о­нах, ко­то­рые часто не могут по­хва­стать­ся быст­рым до­сту­пом к ин­тер­не­ту.

Воз­ник­нет боль­ше сер­ви­сов вроде Patreon (см. при­ло­же­ния StakeTree и Cent), упро­ща­ю­щих фи­нан­со­вое уча­стие в раз­лич­ных про­ек­тах и преду­смат­ри­ва­ю­щих по­лу­че­ние до­хо­да в ре­зуль­та­те та­ко­го уча­стия.

Это будет веселый год

В 2018 году крип­то­ва­лю­ты будут внед­рять­ся все шире, а люди будут по­свя­щать все боль­ше вре­ме­ни соб­ствен­но­му об­ра­зо­ва­нию в этой об­ла­сти. При этом до­сти­же­ния в об­ла­сти мас­шта­би­ро­ва­ния (Generalized state-channels, Plasma, Sharding и мо­биль­ные бра­у­зе­ры для де­цен­тра­ли­зо­ван­ных Ethereum-при­ло­же­ний вроде CipherBrowser), на­ко­нец, поз­во­лят про­во­дить пол­но­мас­штаб­ные экс­пе­ри­мен­ты, а со вре­ме­нем и предо­ста­вить до­ступ к фи­нан­со­вым услу­гам го­раз­до боль­шее, чем ко­гда-ли­бо, ко­ли­че­ство людей.

Добавить комментарий