У Конфуция есть такое выражение: бывают такие периоды в истории человечества, когда надо вспомнить базовые вещи. На мой взгляд такой базовой вещью, сегодня, являются представления об источниках богатства и экономического развития и в частности представление людей о разделении труда.
Если мы вернемся к трудам классиков, в данном случае хороший пример дает нам Адам Смит, то мы прочитаем в самой первой главе его известного на весь мир произведения «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г), о том что лежит в основе формирования богатства. В основе формирования богатства лежит разделение труда.
Каждый из вас знает эту простую и широко известную истину. Более того, будь вы экономистом вы тем более знали бы эту истину. Хотя за последние 100 лет ни кто из экономистов, в силу ее простоты и очевидности, всерьез не обсуждал. Вот как Адам Смит в 1776 году написал, а потом в течении ХIХ века несколько классиков экономической теории это переписали применительно к своему этапу развития, так эта истина нам и досталась.
Естественное разделение труда
Адам Смит выделяет естественное разделение труда и технологическое. Естественное разделение труда это то, что уже внешне сложилось и мы можем это только принять как данность. Например, между территориями. На Юге франции хорошо растет виноград, а в Черниговской области могут расти только зимостойкие сорта винограда. Зато в Черниговской области есть лес и чернозем, а на юге Франции его нет.
Разные территории отличаются друг от друга с точки зрения климата и ресурсов. И эти различия лежат в основе потенциального разделения труда между этими территориями. Вы прекрасно понимаете, что человечество стартовало с половозрастного разделения труда. Мужчины занимались одним, а женщины другим.
Мы прекрасно понимаем, что город расположенный на пересечении торговых путей имеет преимущество по сравнению с населенным пунктом, который находится где-то на периферии.
Технологическое разделение труда
По сравнению с естественным разделением труда технологическое разделение это, казалось бы совершенно другой предмет. Можно даже пошутить и сказать это противоестественное явление.
Пример, который приводит Адам Смит, он списал у своего учителя Хадчисона, тот списал его еще у одного англичанина, который опубликовал его впервые в 1722 году. Этот, уже ставший широко известным, пример, посвящен росту производительности труда на фабрике по производству булавок. Адам Смит сравнивает производительность труда отдельного ремесленника и производительность труда на фабрике. Один ремесленник в течении одного рабочего дня может произвести 1-2 булавки, выполнив последовательно некоторую группу операций.
Бригада рабочих на фабрике работает иначе. Весь процесс изготовления булавки разделен на 18 операций. Адам Смит не поленился и в своем труде описал все 18 операций. Один тянет проволоку. Другой ее разрезает. Третий обтачивает конец этой проволоки. Четвертый делает насадку. Пятый накручивает насадку и так далее. Если каждую из этих операций будет выполнять один рабочий, то эти 18 рабочих за один рабочий день сделают 48 тысяч булавок.
Вот такую деятельность менеджер и руководитель предприятия осуществили на конкретном предприятии. Вы прекрасно понимаете что, если 18 ремесленников максимум произведут за один рабочий день 36 булавок, то фабричные рабочие благодаря разделению труда 48 тысяч, а это в 1000 раз более производительно. Масштаб их деятельности и рост производительности просто поражает воображение.
Возможности использования разделения труда
При таком росте производительности предприниматель может выбросить на рынок товар по более низким ценам. Понятно, что рынок будет захвачен фабричными изделиями. Конкуренты будут вытеснены из-за высокой производительности благодаря разделению труда.
Далее предприниматель может повысить зарплату своим рабочим. Очевидно, что ремесленники, которые производят одну булавку в день задумаются, что им делать дальше? Либо остаться на своем уровне и изготовлять булавку ручной работы (handmade) по высоким ценам, как бутиковый продукт рассчитанный на элитное потребление. Либо, рано или поздно, перейти на фабрику, потому что их труд стал не выгоден.
Правда существует еще и третий вариант. Это объединиться со своими бывшими конкурентами разделить технологический процесс на операции и создать подобие фабрики. Конечно, не удастся добиться фабричной производительности, но существенно повысить производительность труда ремесленника все таки удастся. Я думаю, что этого вполне достаточно в существующих условиях, чтобы потеснить корпорации. Об этом я расскажу позднее.
Мы видим, как вслед за операционализацией деятельности и технологическим разделением труда, меняется вся экономика. Совершенно понятно, что производя 48 тысяч булавок в день, это предприятие предъявит совершенно другие требования, тем кто поставляет компоненты, добывает сырье. Этот эффект разделения труда из одной точки начнет распространяться по всей экономике. Все это совершенно очевидно, но мы не всегда делаем из этого необходимые выводы.
Разделение труда на верфях Нидерландов в 1700 году
Я, несмотря на очевидность, хочу коротко пройти по истории вопроса, мы с вами еще коснемся примера Нидерландов конца 16 века. Это пример страны, которая осуществила так называемую нулевую промышленную революцию до Великобритании. Нидерланды изобрели сухой док это, собственно, площадка, на которой голландцы организовали в конце 16 века самое эффективное производство кораблей, они производили 500 кораблей в год.
Наверняка, вы помните из истории, что Петр 1 поехал в Голландию посмотрел, как они там работают и пытался перенять систему разделения труда, которую они создали и перенести ее в Россию. Петр 1 приехал в Россию и построил десятки кораблей, которые так и не смогли плавать и в конце концов сгнили. Лишь через 50 лет после Петра, наконец, сумели организовать, подобное производство. Хорошо работающая схема постройки кораблей, которой пользовались голландцы на протяжении 100 лет, оказывается, не могла так просто заимствована, о чем свидетельствует выше изложенный пример.
Благодаря высокой производительности в области караблестроения голландцы достаточно долго были лидерами судостроения. Они производили 75% всех судов, которые делала Европа в тот момент.
Из истории известно к каким последствиям это привело, в частности, у голландцев был самый большой торговый флот, контролировавший в течении 70 лет весь глобальный рынок торговли, за счет того, что они смогли в одной отрасли выстроить самую большую на тот момент систему разделения труда.
Здесь еще надо упомянуть то, что эта отрасль, будучи созданная, потребляет очень много людских ресурсов, только на строительных верфях работало около 10 тысяч человек, а на судах плавало 60 тысяч человек. Если вы все это помножите на коэффициент семейственности, то мы обнаружим, что чуть более миллиона жителей, а это почти 25% страны, было занято в одной отрасли.
Она пронизывала всю промышленную систему Голландии и конечно на тот момент была верхом технологического совершенства.
Разделение труда на предприятиях Форда
Пример Форда еще более известен. Форд начал свою карьеру на ферме и первоначально поставил перед собой задачу сделать механический трактор. для облегчения труда работников фермы. Именно эта идея двигала его в течение первого периода жизни, то что в его компетенции его проекты создадут современное автомобилестроение он поначалу не догадывался.
Как он сам пишет в своей работе «Моя жизнь, мои достижения», он создавал свою систему более 20 лет. Сначала он экспериментировал с двигателем внутреннего сгорания, потом создал небольшую мастерскую, в которой собирал автомобили из компонентов, покупая их на рынке делал сборку и затем продавал.
Форд очень быстро понял, что клиенту не нужен автомобиль, клиенту нужен жизненный цикл автомобиля. Поэтому продавать надо не автомобиль, продавать надо услугу по эксплуатации этого автомобиля в течении жизненного цикла.
Форд придумал всю систему автомобильного сервиса, как условия роста масштабов производства, потом разработал целый ряд новых материалов, которые были нужны чтобы уменьшить вес автомобиля, что помогло ему добиться хороших тактико технических характеристик автомобиля. Сам участвовал в гонках.
Есть очень хорошая история, про то как после одной из гонок, он шел по полю и увидел стальную деталь от разбившегося французского автомобиля. В офисе показал деталь инженерам и дал им задание определить тип этой легкой и прочной. Через месяц они ответили, что поскольку французы используют ванадиевые сплавы, которые делают компоненты машины легче.
Он говорит им: сделайте мне такую же. Они оббегали всю страну и обнаружили, что во всей Америке нет ни одного завода выплавляющего такие стальные сплавы.
Он сам лично проехал все заводы Америки, и наконец нашел один в Орегоне. Этот завод был практически банкротом. Форд предложил им выплавлять ванадиевую сталь. Десять лет он финансировал НИОКРы для создания этого сплава. В результате этот завод умел делать 26 новых видов сплавов, в том числе 11 ванадиевых.
Одновременно он экспериментировал с конвейером он пишет в своей книге, что сам принцип он заимствовал с Чикагских боен, где животных перед забоем вели по коридору. Он очень хорошо об этом пишет в своей работе, кстати, рекомендую всем вам кто не читал его книгу прочитать. Это очень полезно, особенно, перед большим кризисом.