Через пару недель после анонса, «ПриватБанк» таки запустил свой сервис P2P-кредитования для бизнеса КУБ, который в самом банке называли «украинским Kickstarter», хотя это и не прямой аналог краудфандинговой площадки. Фактически, это сервис, где мелкие и средние компании могут оформить кредит, но не у банка, а у его пользователей, сообщает AIN.
Небольшие компании вроде пиццерий, кафе, магазинов, парикмахерских могут теперь подавать заявку на участие. Для этого на сайте есть онлайн-форма «Взять кредит». Не все компании, которые подадут заявки, смогут попасть на сайт. Как рассказал IT-директор банка Дмитрий Дубилет, чтобы пройти модерацию заявки, компании нужно иметь стаж работы, хорошую кредитную историю и быть при этом клиентом банка.
Пользователи, заходя на сайт, могут видеть все текущие кампании, сортировать их по регионам Украины. В каждой заявке есть данные о том, сколько денег уже собрано, описание предприятия (штат, количество клиентов, объем продаж, стаж работы, видео с презентацией проекта), и возможность выбрать сумму для кредитования. Сервис указывает размер прибыли при определенных суммах, а также бонусы, которые компания предоставит кредиторам.
Максимальный размер заявки — до 300 000 грн, все опубликованные заявки будут собирать деньги не более двух месяцев.
Когда срок кампании подойдет к концу, банк передаст бизнесу все собранные средства в виде платной ссуды. Эти вложения застрахованы в «Ингосстрахе». Банк обещает рефинансировать платежи заемщика, если тот будет нарушать график выплат.
Отметим, что это — не классическая краудфандинговая платформа. Во-первых, бизнес будет получать средства под процент, порядка 2,4% в месяц. Во-вторых, площадка ориентирована не на стартапы, а на более традиционные виды бизнеса.
Я пока не понял, зачем это приватбанку. Судя по всему, смысл в том,
чтобы зарабатывать на проценте от кредита, но при этом разделить риск от
его невозврата среди «инвесторов».
Но я не об этом. А о качестве
наших «бизнес проектов». Если вы посмотрите на Indiegogo или
Kickstarter, то увидите там уникальные идеи, инновационные продукты,
новый дизайн и технологии. Вы увидите там будущее.
Украинский же «краудфандинг» представлен проектами типа новых магазинов
и кафе. Жратва и торгашество. Перепродажа произведенного другими.
Пиццерии и магазины, которых, как иногда кажется, уже больше, чем самих
украинцев.
И банки, мечтающие нажиться на ссудном проценте.
Стыдно…