Дно кризиса уже пройдено, а уже к 2017 году украинская онлайн-торговля может возобновить рост, прерванный в 2013 году. Но ситуация для e-commerce по-прежнему непростая, покупатели обеднели и взвешенней подходят к покупкам — и все чаще обращаются в зарубежные магазины. О том, какие проблемы сейчас стоят перед украинской онлайн-розницей, на Fireside Chat в «Часопысе» вчера говорил глава «Розетки» Владислав Чечеткин. Встречу модерировал Денис Довгополый, GrowthUP Group. AIN предлагает основные тезисы из выступления Владислава о том, что происходит сейчас на рынке украинского e-commerce.
О кризисе в интернет-торговле
Конечно же, больше всего влияет на рынок общее обнищание населения. Средний чек в валюте значительно упал, а по определенным категориям товаров снизился даже в гривне. Пользователи стали покупать меньше. Если раньше мобильные телефоны в среднем меняли раз в полгода/год, то сейчас — примерно раз в три года.
Сейчас тенденция по электронике застойная еще и потому, что ничего нового рынку не предлагается. Давайте вспомним, как было со смартфонами: сначала выходит модель с камерой, потом еще и с Wi-Fi, потом еще и с экраном на 3,5 дюймов… Но сейчас между телефоном двухлетней давности и совершенно новым нет никакой разницы. То же самое — с ноутбуками, планшетами, с электроникой в общем.
Поэтому магазины, продающие электронику, страдают дважды: потому что люди начали экономить и потому что ничего нового на рынке не появляется, а значит покупателям нет смысла тратиться.
Но интернет-магазины однозначно находятся в более выгодном положении, чем кирпичный ритейл, потому что могут быстрее реагировать на изменения ситуации.
В 2014 году, когда рос курс, все интернет-магазины значительно проигрывали кирпичному ритейлу, потому что они брали большие объемы товара по курсу 12 грн за доллар и могли продавать его долго, не меняя цену. А интернет-магазины брали традиционно маленький объем и каждый раз по курсу «догоняли» цены. Затем случился февраль 2015 года, когда курс подскочил 37 грн за доллар, а затем — март-апрель-май, когда курс просел до 22 грн за доллар. Тут уже радовались интернет-магазины, ведь они закупали товар по 22, а кирпичный ритейл сидел с большими объемами товара, купленного по 37.
Но это все частности.
Конечно, у интернет-магазинов есть проблемы с ростом курса, обнищанием населения. Немного спасает, что подешевела реклама, зарплата. Но если нужно строить склад, закупать туда оборудование — это все происходит за евро или доллары, если нужно что-то докрутить на сайте — программисту придется платить зарплату в привязке к валюте. При том, что в валюте средний чек просел, так что денег в кармане у интернет-магазина стало меньше.
О доле офлайна и онлайна
Никаких цифр о долях офлайна и онлайна на рынке техники нет, экономика не очень прозрачна. Но все равно — доля онлайна растет по всем категориям. К сожалению, есть реакционистская политика, когда розницы давят на вендоров, чтобы получить ценовое преимущество перед онлайн-розницей. Часть вендоров играет в игру «мы не будем никогда продаваться в онлайне». То есть, к примеру, если у дистрибьютора есть своя небольшая сеть, он может решить отказаться продавать продукцию в онлайне принципиально. Кирпичная розница почему-то боится интернета и пытается противостоять его росту, то есть, естественному ходу истории.
Розницы также по-прежнему открывают свои интернет-магазины, наиболее в этом преуспела «Алло». «Фокстрот» окончательно закрыл «Сокол», ожидаем, что «Эпицентр» вот-вот запустит что-то большое.
О кроссбордер-продажах
Никто не публикует данные о том, сколько посылок прошло через территорию Украины. Есть примерные оценки — это сотни тысяч посылок в месяц (пока еще не миллионы). Есть очень успешные примеры вроде Next, у них до тысяч продаж в день.
В основном, успешно продаются у нас «одежники», ведь почти вся одежда, кроме топовых марок, подходит под лимит в 150 евро (до этой стоимости товар не облагается пошлиной на украинской таможне — ред.).
И чем дальше в лес, тем больше будет расти кроссбордер. Ведь чем мы беднее, тем меньше товара будут ввозить сюда дистрибьюторы. У покупателей будет меньше выбора, и они чаще будут идти за ассортиментом на Aliexpress и другие сайты.
Но если смотреть по самым ходовым товарам в электронике, влияние кроссбордера не так уж и заметно. Во-первых, есть ограничение в 150 евро на посылку, во-вторых, наши цены по электронике не так уж сильно отличаются. С другой стороны, до 90% «айфонов» привозят сюда «в черную». Но это не кроссбордер, это просто контрабанда.
Подытоживая, мы знаем о том, что кроссбордер есть, мы видим его влияние в одежде, но не во всех остальных категориях.
О будущем рынка
Ожидания от 2016 года: будет не хуже, чем 2015, возможно — чуть-чуть лучше. Ожидаем роста в 2017 году. Как именно это будет происходить — никто, наверное, не знает — слишком много факторов влияет на это.
Покупатели начинают понемногу снова тратить деньги (если смотреть на Киев или большие города), начали ползти вверх зарплаты, хотя им и далеко до уровня 2013 года. У меня лично есть надежда, что ситуация улучшится. Как бы то ни было, как бы все ни кричали «зрада», ситуация лучше, чем в 2013 году. Стало опасно в открытую брать взятки, про противозаконные схемы снова говорят вполголоса. Я считаю, что объем коррупции в Украине уменьшился, и мы идем в правильном направлении.
E-commerce будет расти по всем направлениям. Если в каких-то категориях роста не будет, скорее всего, это будет объясняться контрмерами, предпринятыми дистрибьюторами или государством. Мое мнение: в интернете сейчас покупают все, от гвоздя до автомобиля. «Розетка» за 15 дней марта продала 300 000 упаковок семян (хоть особых денег там нет, средняя стоимость пакета — где-то 2,8 грн). И интернет-торговля будет только расширяться, назад дороги нет.