Программа действий новой-старой власти в условиях кризиса предполагает скоропостижное подписание торгового соглашения с ЕС, а также получение кредитов от МВФ, что повлечет за собой выполнение очень жестких условий со стороны Евросоюза и МВФ. Социальные расходы бюджета будут снижены в разы, цены на ЖКХ и энергоносители повышены, зарплаты и пенсии заморожены, налоги повышены. Учитывая падение мирового совокупного спроса, на основные товары украинского экспорта, а также снижение покупательской способности внутри страны, всех нас ждут тяжелые времена. Одним из защитных стабилизирующих и эффективных инструментов для поддержания местной экономики и социальной сферы может послужить создание территориальных общин, и при их содействии последующего внедрения локальных торгово-обменных систем и валют.
Что такое дополнительные локальные валюты и торгово-обменные системы?
Под дополнительными локальными валютами и торговыми системами понимаются принятые в местных сообществах и действующие на ограниченной территории, организационные и информационные инструменты и методы, способствующие упорядочиванию, обеспечению стабильности и непрерывности хозяйственных и торгово-обменных операций между людьми, в основе которых лежит соглашение участников использовать что-либо в качестве средства обмена.
Локальные валюты направлены на усиление и ускорение обменных процессов в экономике, а также устранение спекулятивной составляющей, которую вносят традиционные национальные валюты.
На сегодняшний день в мире действует более 5000 различных локальных валют и торгово-обменных систем. Их количество и популярность с каждым годом растет.
Зачем нужно создавать дополнительные локальные валюты?
Традиционные национальные валюты порождают негативные социально-экономические последствия вызванные противоречием между общественной функцией денег как средства обмена, и частными функциями накопления и спекуляции. Это вызывает вечный дефицит денег там, где они особенно нужны — реальный сектор экономики и социальная сфера, а также создает переизбыток денег там, где они не приносят никакой пользы обществу – спекулятивные финансовые и фондовые рынки.
С одной стороны, деньги — средство обмена, являющееся общественным достоянием, так как призвано служить интересам всего общества в равной степени, обеспечивая оборот товаров и услуг в системе. Если эта важнейшая функция нарушается, то наступает хаос, способный привести к краху государственных и общественных институтов. С другой стороны, любой частный владелец денег может произвольно изымать их из хозяйственного оборота, преследуя собственную выгоду, а общество, в силу недостатка средства обмена, получает дисбаланс в развитии социально экономических процессов, при этом не только вынужденно с ним согласиться, но и на законодательном уровне защищает не свои общественные и государственные интересы, а интересы частного владельца денег. Такое положение дел, мешает деньгам выполнять свою главную общественную функцию — средства обмена. И тем не менее частные интересы защищены законом, который втягивает в такое же противоречие, как и сами деньги: с одной стороны деньги считаются общим средством платежа по отношению ко всем товарам, а с другой — закон защищает их, как частное владение, в том числе накопительство и ростовщичество.
Традиционные деньги, связанные с процентом, имеют паразитическую функцию, называемую «средство спекуляции», и оторванную от реального производства. Эта спекулятивная функция ведет к тому, что те же самые деньги могут стимулировать деструктивное развитие всей экономики. Если деньги вынимаются из реального сектора, а потом делается попытка с помощью процента, как приманки, вновь направить их туда, то тем самым проблему пытаются решить с помощью деструктивного средства, что лишь ухудшает ситуацию. Кроме того, процент, возникающий в рамках кредитно-депозитных операций банка, выпускающего валюту в обращение, формирует высокую стоимость денег и обуславливает их малую доступность для «неконкурентоспособных» групп граждан или низко рентабельных, но при этом необходимых для общества видов социально-экономической деятельности.
Данное противоречие денег, вызывает и усиливает различные негативные социально-экономические явления, такие как рост долгов, падение совокупного спроса, банкротства, безработица, рост преступности, сворачивание социальных программ развития, бедность. Дополнительные локальные валюты способны снизить влияние кризисных явлений на локальное сообщество, уменьшить зависимость от глобальной финансовой системы и рисков, связанных с колебаниями валют, а также снизить зависимость от государственно-олигархической системы власти.
Какие цели и задачи призваны решать дополнительные локальные валюты?
- Борьба с безработицей;
- Организация социальной помощи одиноким и престарелым;
- Выполнение общественно значимых работ и проектов (благоустройство территории, обучение и повышение квалификации, строительство объектов соцкультбыта, и т.д.);
- Восстановление экологии региона;
- Содействие местному малому и среднему бизнесу, через стимулирование продаж и товарооборота на местных рынках;
За счет чего локальные валюты помогают решать поставленные цели?
За счет введения в хозяйственный оборот ресурсов, которые имеются в распоряжении сообщества, но по тем или иным причинам остаются незадействованными или используются нерационально:
- человеческие ресурсы – знания, умения, таланты, идеи и свободное время;
- материальные ресурсы – оборудование, инструменты, земля, здания, материалы, сырье, полуфабрикаты, и все то, что по тем или иным причинам используется нерационально, простаивает, и способно создавать реальное богатство, принося пользу всему обществу.
Дополнительные валюты способны раскрепостить эти ресурсы, и стать средством для разворачивания усилий коллективного творческого труда.
Вокруг нас есть множество дел и вещей, которые очень нужны людям: строительство и восстановление дорог, мостов и зданий, уборка мусора и защита экологии, обучение новым знаниям и воспитание, строительство спортивных и детских площадок, помощь одиноким и престарелым, производство качественной еды и товаров с длительным сроком службы. Однако официальная система говорит нам, что на это просто нет денег, при том, что большая часть всех мировых денег находится на спекулятивных финансовых и фондовых рынках, вместо того, чтобы обслуживать реальную экономику, и приносить пользу людям. Если материалы и человеческие ресурсы есть в наличии, то почему мы должны соглашаться с тем, что недостаточно денег, чтобы пустить их в дело? В нашем случае деньги – это просто информация для учета и проведения хозяйственных операций обмена.
Какие разновидности локальных валют и торгово-обменных систем существуют?
В мире существует множество дополнительных локальных валют, которые имеют свои особенности и отличия. Мы остановимся на трех наиболее популярных и успешно зарекомендовавших себя на практике:
Свободные деньги, или деньги с демереджем — это местная валюта, которая вводится сообществом в хозяйственный оборот, на беспроцентной основе (в отличие от традиционных национальных валют, которые вводятся в оборот на основе процентного кредита выдаваемого Центробанком коммерческим банкам, а те в свою очередь выдают предприятиям и населению) и лишенная функции накопления, через инструмент «принудительного устаревания», или налога на простой (в конце определенного периода, например недели или месяца, те у кого такая валюта осталась на руках платят небольшой взнос в виде % с оставшейся суммы. Таким образом, люди стараются быстрее потратить местную валюту, за счет чего оборот товаров и услуг в системе увеличивается в разы). Такую валюту нельзя сберегать на депозитном счете получая доход с начисляемых %. Она используется исключительно как средство обмена и учета.
Локальные торгово-обменные системы LETS – это саморегулируемая торговая сеть, поддерживаемая собственной внутренней валютой, и позволяющая своим пользователям управлять собственным предложением денег (эмиссией) внутри сети. Ее пользователи могут эмитировать внутреннюю валюту в момент покупки. Единицы LETS можно потратить только в той же системе, которая их эмитировала. Сами по себе единицы – это информация о позиции индивидуума внутри торгового сообщества. Это обязательства эмитентов (позднее самим предоставить товар или услугу, требующуюся другим участникам системы), но не разменные деньги и не материальная собственность. У них нет внутренней стоимости до момента их расходования.
Каждый член системы может эмитировать местную валюту в соответствии со своими нуждами — отсюда и выражение «личные деньги». Все счета начинаются с нуля. Отрицательный остаток на счету — это просто признание обязательства оплатить его общине тем способом и в то время, которые наиболее удобны владельцу счета. LETS – закрытые системы, их общий остаток равен нулю (в системе не имеется внутренний долг, который требует погашения за счет внешней экспансии, как это происходит в денежной системе современного капитализма) Системы LETS, самодостаточны. Деньги на счетах с положительным остатком создаются участниками, имеющими отрицательный остаток. Поэтому необходимо, чтобы у ряда членов системы в любой момент был отрицательный остаток на счету. Акт торговли в СМВ по умолчанию завершается после двух действий: поставки товаров или услуг с последующей передачей местной валюты со счета получателя услуги на счет предоставившего ее члена. Никаких дальнейших формальных обязательств между этими лицами нет.
Если получатели находятся в дебете, они имеют неявное обязательство обеспечить услуги или поставку товаров в будущем. Тем временем меновая стоимость, полученная оказавшим услуги лицом, еще только должна быть реализована как потребительская стоимость какое-то время остается на его счету.
Банки времени — это системы, учитывающие для своих участников, количество часов времени потраченного каждым из них на оказание различных услуг другим участникам, и соответственно количество потребленных участниками таких часов. Таким образом, организовывается обмен услугами между людьми, их сообществами, организациями, учреждениями, предприятиями, взаимное кредитование и взаимопомощь, сотрудничество и кооперация. Расчётной единицей для всех видов услуг является один час затраченного времени. Время всех участников оценивается одинаково, вне зависимости от содержания выполненной работы, от образования, навыков и умений: 1 астрономический час = 1 учётной единице.
В Банке Времени на счете каждого участника учитывается время, затраченное им на помощь другому человеку. Участник зарабатывает ровно столько часов, сколько он фактически потратил на работу, независимо от ее вида и содержания, и может использовать заработанные часы на услуги, нужные ему. в Банке Времени люди делают то, что они лучше всего умеют, больше всего любят или на что у них всегда есть время. А взамен получают нужную им помощь: не хватает времени, или денег, или желания, или всего вместе. Чтобы стать участником Банка Времени достаточно зарегистрироваться на сайте и заполнить информацию о себе и своих услугах в личном профиле.
Кто может выступить с инициативой внедрения дополнительных локальных валют и торгово-обменных систем?
- территориальные общины и экопоселения;
- общественные организации;
- ассоциации малого и среднего бизнеса;
- благотворительные фонды;
- отдельные предприятия (в рамках программ лояльности покупателей);
- объединения граждан и инициативные группы.
Законно ли это?
Монопольное право на эмиссию национальных валют во всех странах принадлежит Центробанкам. Национальной валютой считается та, в которой население платит государству налоги. В некоторых государствах, законы позволяют выпускать локальные деньги муниципалитетам и коммерческим организациям, и даже оплачивать в них местные налоги. При этом, ни в одном обществе, никто не запрещает, и не может запретить людям обмениваться между собой результатами своего труда с помощью информационного носителя, которым являются локальные валюты и торгово-обменные системы. Предприятия зачисляют бонусы своим клиентам, на которые те приобретают товары и услуги этих предприятий. Бонусы никто не запрещает эмитировать. Граждане обмениваются личными вещами или услугами, иногда прибегая к помощи записей для учета. Таким системам как LETS или Банки времени, юридическая организационная форма или разрешение каких-то официальных органов власти вообще не нужно — достаточно простого согласия и участия людей.
Чтобы не возникало конфликтов с законом, локальные валюты, оформляют как чеки, талоны, купоны, условные обменные единицы, баллы, или любое условное название (например «желуди» или «капуста»), которое вы придумаете для своего средства обмена.
Важным преимуществом таких валют в случае проявленного со стороны властей подозрения и любопытства, будет широкое публичное декларирование исключительной социальной направленности таких обменных систем и проектов которым они служат, а также демонстрация тех достижений и пользы, которую они приносят обществу. Той пользы, которую традиционные национальные валюты принести не могут.
Что нужно в первую очередь, для того чтобы внедрить локальную валюту?
- согласие достаточного количества социально активных людей в сообществе;
- четкое определение главных целей и задач введения валюты;
- создание инициативной команды, которая займется разработкой, внедрением, и дальнейшим администрированием проекта.
Какие дальнейшие шаги нужно предпринять?
После того как поставлены цели и создана инициативная группа, необходимо:
- определить какие неудовлетворенные потребности есть в сообществе;
- определить какими ресурсами, которые можно ввести в оборот, располагает сообщество;
- определить, кто из представителей малого и среднего бизнеса будет участником проекта;
- что с помощью имеющихся ресурсов можно создавать и потреблять локально;
- определить какая форма валюты лучше всего подойдет для решения поставленных целей и задач, проработать все детали ее обеспечения, эмиссии, и циркуляции:
- Какую форму и название будет иметь, и каких единицах измеряться (бумажные купюры, пластиковые электронные карты, единицы времени, учетные записи в компьютере с доступом участников через сайт проекта, письменный учет в тетради);
- Чем будет обеспечена валюта (национальной валютой с открытием текущего или депозитного счета в банке, будет ли при этом взиматься плата за обратный обмен, и в каком объеме. Либо обеспечена обязательствами или активами участников, возможно обеспечение ходовым продуктом (зерно, талоны на проезд, пр.);
- Как будет происходить эмиссия (выпуска) валюты (путем обмена на национальную, или в момент совершения сделки как дебет у одного и кредит у другого участника);
- На какой период выпускается валюта, и создается проект;
- Как будет организован демередж, или налог за простаивание валюты, размер демереджа (путем покупки и наклеивания марки на бумажную купюру, путем вычета % с остатка на конец определенного периода);
- Как будет происходить циркуляция валюты в системе, нарисовать схему, и убедиться в том, что в этой схеме отсутствуют разрывы.
- Определить какие начальные затраты необходимы, и какой механизм компенсации текущих затрат на проект (за счет демереджа, за счет взносов участников).
- Определить, как будет обеспечиваться прозрачность, понятность и подотчетность системы ее участникам (регулярная отчетность и планирование, публичное принятие планов развития, обучающие семинары для новых участников, доступ участников к системе через веб-сайт);
- Определить возможные риски и методы их предотвращения;
- Определить дальнейшие варианты развития и совершенствования системы и ее проектов (переход с бумажных купюр на пластиковые карты, привлечение новых участников, вовлечение местных властей в совместные проекты, организация новых производств, и т.д.)
Несколько примеров внедрения локальных валют:
В Энитауне (Anytown), США, сотрудники муниципального кредитного союза (аналог кассы взаимопомощи или кредитно-потребительского кооператива) взяли на себя обязательство эмитировать местную валюту. Данная валюта создана в электронном виде, на базе специально выпущенных карт. Система представляет собой комбинацию валюты лояльности, которую пользователь получает при покупке товаров и услуг у местных производителей и поставщиков (местного малого бизнеса), и социально направленной валюты, которую можно получать за общественно полезный труд на благо местной общины. Таким образом, есть два способа получить новую валюту, а потратить ее можно на покупку тех же товаров в магазинах или передать ее в виде частного пожертвования, любой организации или частному лицу. Пользователи новой дополнительной валюты получают электронную карту, привязанную к счету в кредитном союзе, им так же можно управлять через специальный сайт. Когда пользователи покупают товары или услуги у местного бизнеса (партнера системы) валюта начисляется на этот счет. Так же счет пополняется при участии в социальных проектах в соответствии с определенной «ценностью» этих действий. (Б.Лиетар «Будущее денег»)
В 1971 г архитектор Жайме Лернер стал мэром Куритибы, столицы юго-восточного штата Парана в Бразилии. Городское население, что типично для той местности, плодилось как грибы: в 1942 г. Его численность составляла 120 тыс. человек, а когда Жайме стал мэром, перевалила за миллион. К 1997 г. население города достигло 2.3 млн. человек. И, что характерно для тех мест, большинство этих людей проживало в фавеллах убогих кварталах, где дома из картона и другого «подручного» материала. Одной из главных головных болей Жайме стал мусор. Городские мусоровозы не могли даже проехать в районы фавелл, как там не было улиц. И, как следствие, вырастали кучи мусора, и в которых плодились грызуны, и распространялись всевозможные заболевания. Так как не было денег, чтобы создать «нормальные» условия, а именно расчистить бульдозерами территорию и проложить улицы, команда Жайме предложила иной выход. По границам фавелл поставили огромные металлические контейнеры. На них наклеили широкие этикетки, на которых было написано «стекло», «бумага», «пластик», «биоотходы» и т. д. Для тех, кто не умел читать, их еще и раскрасили в разные цвета. Каждому, кто приносил полный мешок отсортированного мусора, выдавали талон на автобус, а за биоотходы давали пластиковую карточку, которую можно было обменять на пакет свежих фруктов и овощей. В последние годы распространением большей части билетов занимался частный сектор. По 50% билетов корпорации выдавали своим служащим. Параллельно увеличивалась доля фруктов и овощей в обмен на мусор. В праздники в обмен на «мусорные деньги» давали праздничные блюда. Школьная программа по сбору мусора позволила обеспечить тетрадями самых бедных учеников. Вскоре десятки тысяч детей вычистили всю округу, они быстро научились распознавать различные типы пластика. А их родители стали использовать полученные автобусные билеты, чтобы добираться до деловой части города, где они работали. Таким образом, Жайме Лернер просто изобрел новые деньги. Его автобусные билеты и карточки на питание — это разновидность дополнительной валюты. Его программу «Мусор, который не мусор» вполне можно окрестить «Мусор, который — ваши деньги». Сегодня в этом процессе участвуют 70% домов в Куритибе; 62 самых бедных района обменяли 11 тыс. т. мусора почти на миллион автобусных билетов и 1200 т еды. Бумажный мусор, отправляемый там в переработку, ежедневно спасает от вырубки 1200 деревьев. (Б.Лиетар «Будущее денег»)
В 1932 году, в Австрии, в период тяжелого экономического кризиса, когда предприятия закрывались, и бушевала безработица грозившая голодом, всенародно избранный бургомистр города Вергль убедил местных коммерсантов и управленческий персонал в том, что никто ничего не потеряет, а наоборот, много приобретет за счет эксперимента с деньгами в той форме, как это изложено в книге Сильвио Гезелля «Естественный экономический порядок». Горожане выразили согласие, магистрат выпустил 5 000 «свободных шиллингов» (т.е. беспроцентных шиллингов), которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов депонированных в банке. В городе был построен мост, улучшено состояние дорог, увеличились капиталовложения в общественные службы. Этими деньгами оплачивались зарплаты и материалы, торговцы и предприниматели принимали их в качестве оплаты. Плата за пользование этими деньгами составляла ежемесячно 1%, т.е. 12% в год. Вноситься она должна была тем, у кого концу месяца, на руках оставались банкноты. Плата вносилась в форме марки с номиналом 1% от стоимости банкноты, приклеивавшейся на ее обратной стороне. Без такой марки банкнота была недействительна. Такая небольшая плата привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их как можно быстрее потратить, прежде чем перейти к оплате своими обычными деньгами. Жители Вергля даже свои налоги оплачивали заранее, чтобы избежать внесения платы за пользование деньгами. В течение года 5 000 свободных шиллингов были в обращении 46З раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2 З00 000 шиллингов (5 000 х 46З). Обычный шиллинг за это время был в обращении всего 21З раз.» После введения в оборот свободных денег, созданных по типу марочных сертификатов, город, задолженность которого по налогам за пять лет возросла с 21 тысячи шиллингов до 118 тысяч, приступил к ее погашению уже в первый месяц. В следующие полгода эмиссия «свободных шиллингов», эквивалентная 32 тысячам обыкновенных шиллингов, обеспечила проведение общественных работ на сумму в 100 тысяч шиллингов: было заасфальтировано 7 улиц, улучшено 12 дорог, расширена канализация на два новых квартала, создан новый парк, построен мост и предоставлены новые рабочие места безработным. 1 января 1933 года в Вёргеле приступили к строительству нового горнолыжного курорта и водохранилища для пожарной службы. Соседний город с населением в 20 тысяч жителей в спешном порядке приступил к подготовке эмиссии собственных свободных денег. Опытом Вёргеля заинтересовалось 300 общин страны. В то время, практически все примеры по внедрению «свободных денег» Гезелля в 30-е годы, в кратчайшие сроки (до года) демонстрировали феноменальные результаты по преодолению кризиса и депрессии: они устраняли безработицу, повышали сбор налогов, возрождали местное сообщество, оживляли производство и местную торговлю, а также ликвидировали дефицит живых денег, загнанных дефляцией в кубышки банковских сейфов. (М.Кеннеди «Деньги без процента и инфляции»).