В 2015 году рынок электронной коммерции Украины может просесть до 20-30% в сравнении с этим годом. Вместе с тем, в Украине наметились, как минимум три положительные тенденции, которые позволят e-commerce выйти из кризиса с наименьшими потерями.
Об этом рассказали участники бизнес-завтрака, посвященного основным проблемам рынка электронной коммерции Украины. Мероприятие было организовано студией «Турум-бурум» и состоялось 29 ноября в Киеве. Оно стало вторым в серии бизнес-завтраков, цель которых — помочь украинским компаниям, которые развивают интернет-канал продаж, адаптироваться в сложной экономической ситуации и найти пути оптимизации бизнеса. Бизнес-завтрак собрал на одной площадке более 70 представителей бизнеса, ведущих экспертов по интернет-маркетингу, ритейлеров и представителей банков, в том числе: Fotos.ua, Domio, Portmone, Repka.ua, «Надра-банк», ПУМБ, ОТП банк, АТ «Дельта Банк».
По мнению экспертов, больше всего от текущего кризиса пострадают онлайн гипермаркеты. Меньше всего — нишевые онлайн-магазины, которые могут замещать падение продаж в одних товарных категориях, введением новых товарных групп. В то же время, рост отдельных сегментов e-commerce в 2015 году ожидать не стоит. Скорее речь идет о сохранении существующих объемов продаж. Именно этому будут способствовать несколько тенденций 2014 года, подчеркивают эксперты.
В первую очередь, активный переход на электронные платежи. К этому украинский рынок активно подталкивает Нацбанк. К примеру, ограничения на осуществление платежей наличными на уровне 150 тысяч гривен. В ближайшем будущем регулятор продолжит давление для снижения объемов наличных расчетов.
Во-вторых, сами украинцы уже готовы к проведению финансовых операций онлайн. Как отмечает Тарас Волобуев, директор по развитию Portmone, только через эту систему электронной доставки и оплаты счетов ежемесячно проходит более 2-х миллионов онлайн транзакций. А это, в свою очередь, порядка 800 тысяч уникальных пользователей. В то же время, более 40% всех платежей уходят в иностранные онлайн магазины. Что касается товаров, эта цифра еще выше — около 70%. «Для многих украинских онлайн-магазинов следующий год может стать переломным. В попытке перераспределить трансграничные потоки большинство бизнесов так или иначе будут экспериментировать в онлайне, а также повышать существующий уровень сервиса и доверия к онлайн магазинам«, — сообщил Т. Волобуев.
Третий фактор, который может оказать значительное влияние на рынок в 2015 году — новые возможности для повышения доверия и лояльности потребителей. К примеру, уже сейчас есть успешно внедряются системы многоуровневых задержек электронных платежей, которые ранее в Украине не работали. Суть этих систем в том, что при совершении покупки онлайн платеж за товар или услугу замораживается на счету банка. Это страхует покупателя от возможной ошибки электронного магазина и избавляет от необходимости самому решать вопрос по возврату средств с многочисленными бюрократическими механизмами, как это было раньше. «В настоящее время и банки, и игроки рынка e-commerce готовы и хотят создавать системы задержки платежей. Это дает надежду на то, что уже в ближайшие 1-1,5 года подобные системы будут внедрены в большинстве онлайн-магазинов. И тем самым способствовать повышению активности онлайн покупателей в Украине. Люди будут понимать, что онлайн платежи — это просто и, главное — безопасно«, — рассказал Евгений Мусиенко, генеральный директор Турум-бурум, одной из крупнейших студий интернет-маркетинга в Украине.