Какими были основные изменения в сегменте интернет-банкинга от украинских банков за последние два года? Какие новые возможности появились у пользователей? Какие изменения произошли в плане безопасности операций? Спрашивал у экспертов Prostobank.ua.
Александр Андрюшенков, директор департамента корпоративного бизнеса Пивденкомбанка:
Сервис современных систем интернет-банкинга как для юридических, так и для физических лиц значительно расширился. За последние годы такие системы из простой информационной услуги превратились в реально работающий инструмент по осуществлению разнообразных операций онлайн.
Системы интернет-банкинга сегодня удовлетворяют такие потребности клиентов, как оплата мобильной связи, платежей ЖКХ, погашение кредитов. Все это – стандартные функции большинства систем интернет-банкинга. При этом банки не останавливаются на достигнутом и продолжают расширять функционал систем в соответствии с потребностями клиентов, модернизируют эти системы, активно внедряют новые сервисы.
Продвижение на рынке данной услуги приносит и свои выгоды. Так за последние годы банки заметно нарастили количество транзакций по системе интернет-банкинга, что в свою очередь привело к снижению операционных расходов и увеличению комиссионных доходов.
В целом данная услуга на рынке востребована, и количество транзакций, совершенных с помощью системы интернет-банкинга, в будущем будет только увеличиваться, а со временем займёт доминирующее положение.
Юлия Морозова, директор департамента карточного бизнеса VAB Банка:
Пользователи интернет-банкинга нашего банка получили возможность самостоятельно управлять лимитами по платежным картам по безналичным расчетам в сети интернет. С июня-2013 пользователи интернет-банкинга, которые забыли пароль для входа в систему, имеют возможность инициировать получение пароля без обращения в банк. Помимо этого, наш банк постоянно расширяет перечень компаний для оплаты коммунальных услуг, услуг интернет-провайдеров, связи, телевидения, операторов мобильной связи.
Наш банк внедрил сервис двойной авторизации при входе в систему. После ввода логина и пароля для авторизации в системе необходимо ввести временный дополнительный security-пароль, который приходит на мобильный телефон пользователя, подключенный к интернет-банкингу. Срок действия пароля указан в СМС-сообщении. Для удобства срок действия пароля также приведен на странице подтверждения security-паролем. Кроме того, для дополнительного контроля пользователем состояния посещаемости его страницы в интернет-банкинге на этом же экране пользователь видит дату и время последнего входа в систему и IP-адрес, с которого был выполнен вход.
Богдан Терлецкий, директор департамента электронного бизнеса Кредобанка:
Основная тенденция развития интернет-банкинга прошлых лет – сделать все для того, чтобы клиент им пользовался. Коротко это можно охарактеризовать следующей фразой: банкинг должен быть доступным там и тогда, когда это нужно клиенту, и с устройства, которым он на данный момент пользуется.
Именно для этого создавались сначала легкие версии систем на различные устройства (смартфоны, планшеты, телефоны), которые работали на стандартном программном обеспечении. Следующим шагом было создание функциональных приложений для мобильных устройств, специализированных под определенные операционные системы (Android, iOS, Windows). Ну и конечно расширение функционала, упрощения использования и повышения безопасности средств клиентов.
Стало понятно, что одного логина и пароля недостаточно для обеспечения безопасности средств и операций клиента е-банкинга. Безопасность требует использования комплексного подхода: это и логин, и пароль, и одноразовый код, который клиент получает от банка (СМС или ОТР-токен), и дополнительные средства защиты на сайте системы. Как пассивный элемент безопасности используется СМС-информирование о движении средств по счету или о факте/попытке входа в интернет-банкинг.
Алексей Романенко, начальник отдела онлайн банкинга Укрсоцбанка, UniCredit Bank:
В последнее время значительно выросло количество банков, предлагающих данную услугу. Это касается не только крупнейших банков, но и других. Кроме того, банки активно развивают функциональные возможности своих систем интернет-банкинга. Наиболее активно банки добавляли в последнее время такие функции как различные переводы, возможность погашать кредиты, открытие и пополнение депозитов, пополнение акаунтов в соцсетях и онлайн-играх. Также банки начали предлагать в рамках систем интернет-банкинга различные сервисы ведения «домашней бухгалтерии».
Банки стараются обеспечить максимальную защиту для своих клиентов. Одной из последних тенденций стало введение подтверждения входа и совершения транзакций в интернет-банкинге с помощью СМС-паролей.
Константин Митченко, директор департамента информационных технологий банка «Хрещатик»:
Основной тренд это расширение функционала. Если раньше нормой считалось наличие платежных, информационных и просмотровых функций, то сейчас это обязательное наличие открытия депозита, подача заявлений на установку кредитного лимита, управление картами (блокировка, разблокировка, изменение лимитов, выпуск/перевыпуск карт).
В вопросе безопасности больших изменений не произошло. Посмотрим, какие нововведения принесет новая редакция Закона Украины «Об электронной цифровой подписи».
Владимир Гугуев, начальник отдела интернет-технологий Первого Украинского Международного Банка:
Банков, предлагающих услугу интернет-банкинга своим клиентам, стало значительно больше. Так же расширился список «обязательных» операций в интернет-банкинге: размещение депозитов, онлайн пополнение мобильных операторов, модуль управления своими финансами.