По оценкам специалистов, в настоящее время годовой объем онлайн-торговли в Украине превышает 1,5 миллиарда долларов США. Исследование компании GfK Ukraine говорит: каждый десятый наш соотечественник, являющийся пользователем всемирной паутины, осуществляет покупки через Интернет – то есть более 2 миллионов человек. И этот показатель постоянно растет. Впрочем, как и растет число мошенников, которые стремятся заработать на желании украинцев приобретать товары, не вставая с дивана.
На различных сайтах сегодня можно найти десятки обывательских советов о том, как отличить настоящий Интернет-магазин от банального «лохотрона». Мы же решили обратиться к профессионалам. Национальная служба доставки «Ин-Тайм» — один из крупнейших грузоперевозчиков в Украине – уже много лет сотрудничает с представителями онлайн-торговли, отправляя своих курьеров с товарами к покупателям по всей стране. Здесь достаточно хорошо изучили все подводные камни этого рынка. И теперь Виталий Валянский, коммерческий директор компании, отвечающий в том числе за сотрудничество с интернет-магазинами, готов поделиться своими рекомендациями.
Оцените сайт
Не стоит говорить о том, что чем более популярен и известен Интернет-магазин, тем меньше вероятность, что за его «витриной» скрываются мошенники. Бренды онлайн-торговли, о которых вы знаете по сообщениям ТВ, из газетных статей или от знакомых, скорее всего, действительно занимаются продажей товаров, а не криминалом. Введите название магазина в «поисковик» и почитайте, что о нем пишут в Интернете. «Насторожить должно даже не обилие негативных отзывов от различных покупателей (тут каждый решает сам, какие из этих отзывов соответствуют действительности, а какие – написаны конкурентами). Гораздо бОльшую опасность представляют магазины, о которых в сети вообще ничего нет: ни позитива, ни негатива. В этом случае с большой долей вероятности можно заявлять о том, что Вы имеете дело с фэйком, а не настоящим магазином«, — говорит Виталий Валянский.
Оградит от роли «жертвы», по мнению эксперта, и беглый просмотр сайта Интернет-торговли. «Хорошая новость», если на нем представлен большой ассортимент продукции, а каждая товарная позиция имеет достаточно детальное описание. Сомнения в подлинности должны вызывать сайты с неудобным интерфейсом и большим количеством «чужой» рекламы (то есть рекламы сторонних ресурсов, товаров и услуг). Последнее особенно быстро бросается в глаза и в 90% гарантирует, что с этим магазином что-то «не так», ведь классические онлайн-торговцы зарабатывают на продажах, а не на продвижении других порталов. «Маленькой подсказкой могут также служить банальные орфографические ошибки. Особенно, если на сайте продавца Вам приходится на них «натыкаться» регулярно. И тут Вы должны задать себе вопрос не только о том, как магазин, который не нашел денег на корректора, нашел деньги на закупку Вашего будущего «айфончика». А и вопрос о том, сколько вообще людей пользовалось услугами данного портала, если до сих пор никто не удосужился указать его владельцам на эти самые ошибки«, — отмечает коммерческий директор компании «Ин-Тайм».
Зайдите в рубрику «Контакты»
Немало ответов на вопрос о реальности существования выбранного Вами Интернет-магазина, даст посещение на его сайте рубрики «Контакты». Первым «плохим звоночком» должно стать наличие только лишь виртуальных видов связи с продавцом: ICQ, Skype, электронная почта (в особенности – зарегистрированная на бесплатных почтовых доменах). Это прямо указывает на то, что в реальном мире их не сможете найти ни Вы, ни правоохранительные органы, к которым придется обращаться в случае обмана.
Виталий Валянский считает, что лучше всего пользоваться теми магазинами, которые указывают на сайте свой физический адрес (офиса или складских помещений) и городские телефоны. «Иногда в сети можно встретить такой совет: позвоните в Интернет-магазин и под видом «не себя» уточните адрес, по которому можно подъехать и забрать оплаченный товар самостоятельно (так называемый «самовывоз»). Некоторым такая мера предосторожности покажется чрезмерной. Но на самом деле Вы просто дополнительно оградите себя от мошенников, потратив всего несколько лишних минут на звонок«, — говорит эксперт.
По его словам, «виртуальность» украинского рынка онлайновой торговли (когда магазин существует не только без офиса и склада товаров, но, порою, даже без юридического адреса – в обход контролирующих органов) является его уникальной особенностью. «Если посмотреть, к примеру, на Интернет-магазины бытовой техники, то у нас самые сильные позиции занимают самостоятельные бренды. А в той же России, лидерами этого рынка являются онлайновые представительства обычных – оффлайновых – торговых сетей«, — отмечает Виталий Валянский.
Обратите внимание на цены и способы оплаты
Слишком низкая цена на товар в большинстве случаев, к сожалению, является свидетельством того, что Вас пытаются обмануть. «Несколько лет назад, когда в США был зафиксирован всплеск преступлений, связанных с онлайн-торговлей, местные органы правопорядка выпустили памятку для граждан. Один из ее пунктов звучит следующим образом: Если что-то звучит слишком заманчиво, чтобы быть правдой – это неправда«, — говорит Виталий Валянский.
По его словам, перед тем, как покупать товар в Интернет-магазине, имеет смысл сравнить цену с другими предложениями в сети. Если цена слишком привлекательна, то это может означать: а) Вы имеете дело с мошенниками, которые просто хотят присвоить Ваши деньги; б) Вам не говорят о каких-то дополнительных платежах, информация о которых обязательно всплывет в дальнейшем; в) магазин предлагает нелегальный товар – ворованный, конфискованный, незаконно ввезенный в страну (то есть, смотрите пункт «а»: Вы имеете дело с мошенниками).
Еще больше внимания следует уделить способам оплаты покупки, которые предлагает онлайн-продавец. «Если, открывая закладку «Оплата товара», Вы видите в качестве базового условия сделки только перевод 100%-ной предоплаты на какой-нибудь стандартный Интернет-кошелек, то сразу же закрывайте сайт этого магазина«, — рекомендует коммерческий директор компании «Ин-Тайм». При это эксперт акцентирует внимание на том, что в сами по себе ни предоплата, ни Интернет-кошельки не являются.
«Сегодня многие онлайн-продавцы дают своим клиентам возможность оплатить товар наличными в руки курьеру после непосредственной доставки. Но некоторые магазины (в том числе и весьма уважаемые и респектабельные) просят перечислить частичную или полную предоплату. Это, конечно, с точки зрения защиты потребителя от мошенников, не так надежно, но не должно пугать. Главное – оценить те возможности перечисления предоплаты, которые предлагает магазин«, — отмечает Виталий Валянский. По его словам, чем больший потребителю предоставлен выбор, тем лучше. Эксперт перечисляет способы оплаты, которые могут быть предложены Вам онлайн-торговцем по мере снижения их «надежности» (то есть при наличии выбора лучше остановить внимание на тех, которые идут первыми в следующем перечне): оплата в кассе банка по предварительно высланной магазином счет-фактуре; зачисление средств на карту известного Вам банка; оплата быстрыми денежными переводами; использование Интернет-кошельков.
«Особенно осторожно следует обходиться с магазинами, которые предлагают для оплаты товара прямо на сайте ввести данные банковской карточки. Мошенники часто пользуются такой схемой с целью банальной кражи информации о Вашей кредитке, чтобы потом списать с нее любые суммы. Избегайте таких вариантов. Если имеются сомнения – свяжитесь с представителями Вашего банка и заранее проконсультируйтесь (контакты служб банка, как правило, можно найти на оборотной стороне пластиковой карточки)», — настаивает Виталий Валянский.
Самый простой совет
Все предыдущие рекомендации, безусловно, смогут оградить Вас от статуса «жертвы». Но есть и более простой способ проверить – имеете Вы дело с настоящим Интернет-магазином или с мошенниками. Ведь 90% онлайн-продавцов в Украине не имеют собственных служб доставки товаров к покупателям из других городов. Поэтому они сотрудничают с крупными компаниями-перевозчиками. «Перед тем, как начать работу с Интернет-магазином, мы заключаем соответствующие контракты. Это означает, что наш юридический департамент досконально изучает историю, репутацию и законность деятельности будущего партнера. Грубо говоря, всю проверку, которую мог бы провести потребитель, мы уже сделали сами. Причем на самом высоком уровне с привлечением высококлассных специалистов. С перечнем всех Интернет-магазинов, которые на самом деле сотрудничают с нами, можно ознакомиться на нашем сайте)», — говорит Виталий Валянский. Подобные разделы можно найти и на веб-порталах других перевозчиков. Соответственно, перед тем, как что-то покупать у онлайн-продавца, Вам достаточно посмотреть, какой службой доставки он пользуется; затем – зайти на сайт этой службы и перепроверить информацию.
***
Подводя итоги, можно рекомендовать любителям Интернет-торговли быть бдительными и внимательными. Простые меры предосторожности помогут Вам избежать сетей и ловушек, расставленных мошенниками. К сожалению, эти недобросовестные граждане портят репутацию всего рынка онлайн-торговли и не дают ему развиваться. Тогда как во всем мире десятки миллионов пользователей уже давно отдают предпочтение именно такому виду приобретения товаров. Не давайте мошенникам ни единого шанса и наслаждайтесь своими покупками, не выходя из дома.
Обратите внимание!!!
- Даже если Вы приобрели товар в настоящем Интернет-магазине, не забудьте о том, что вместе с покупкой курьер должен вам доставить:
- товарный чек с датой покупки;
- надлежащим образом заполненный гарантийный талон.
- В соответствии с «Законом о защите прав потребителя» покупатели Интернет-магазина имеют право обменять или вернуть купленный товар в течение первых 14 дней после покупки. Но при этом необходимо предъявить товарный чек. Традиционно обмену и возврату подлежит только тот товар, который не был в употреблении (не имеет следов использования). В противном случае любой брак будет устраняться не путем обмена, а путем ремонта в сервисном центре в соответствии с условиями гарантиями (соответственно, при предъявлении гарантийного талона).