Автор идеи Николай Мирончук рассказал, что на его опыте очень часто клиенты не забирают посылки, отправленные наложенным платежом, из-за чего интернет-магазины теряют деньги на доставке. «Поэтому я начал говорить клиентам, что существует общая база всех интернет-магазинов и если они не возместят убытки за доставку, то их внесут в список и они больше не смогут заказывать товары по интернету. После этого люди стали забирать посылки. И я подумал на самом деле создать такую базу недобросовестных клиентов», — поясняет Мирончук.
С другой стороны интернет-магазины уже имеют свои локальные черные списки. Однако владелец интернет-магазина по продаже аксессуаров Олег Пластовец уверен, что воплотить идею об общей базе недобросовестных покупателей невозможно, так как «по закону, запрещено собирать персональные данные клиентов в базу».
По словам юриста Василия Мирошниченко, создание общего черного списка клиентов для всех интернет-магазинов возможно, но для этого нужно документальное доказательство недобросовестности клиента: «В том, что люди не забирают свои посылки, нет нарушения — люди в течение 14 дней могут вернуть товар, если он им не понравился. Если же есть какие-то веские причины считать клиента недобросовестным (как в случае с подменой товара) и при этом есть письменный договор с подписью, то такого человека в общую базу заносить можно», — считает Мирошниченко.