Отечественные фрилансеры всех мастей – от вебмастеров до фотохудожников и журналистов остались без средств к существованию и обозримой перспективы, пополнив на 1-2 млн ряды украинских безработных.
Сперва миндоховцы стали рассказывать страшилки о каких-то преступных схемах, в которых были задействованы участники системы. Нам попытались намекнуть на существование какой-то чудовищной аферы. Однако позднее появилось официальное заявление, в котором было сказано:
“Деятельность оператора платежной системы WebMoney в Украине в том виде, в котором она проводилась на территории государства, не соответствует нормам действующего украинского законодательства, в частности, требованиям закона “О платежных системах и переводе средств в Украине”, а также ряда подзаконных актов, регламентирующих эмиссию, обращение и использование “электронных денег”.
И вот тут все стало на свои места. Эпопея с нормами украинского законодательства продолжается уже десять лет, в течение которых правила работы системы интернет-расчетов, поданные на согласование в НБУ, просто не рассматриваются. Отказа в регистрации эмитента электронных денег (ЭД) при этом тоже не поступает. Формальная причина заключается в том, что согласно особому распоряжению НБУ, прием документов в настоящий момент не производится.
На сегодняшний день официально зарегистрированы всего 3 системы электронных денег, из которых реально действуют лишь 2 – Глобал Мани и Манекси. При том, что на момент подачи ими документов и выдачи лицензии, правила WebMoney все также находились в столе чиновников. Дело тут вовсе не в том, что правила эти настолько ужасны или криво написаны, что целый отдел юристов WebMoney не в состоянии их привести в надлежащий вид. Просто ситуация эта вероятнее всего создана искусственно.
За 10 лет система WebMoney сформировала целую инфраструктуру, тесно завязанную с украинскими банками, которая решает задачи ввода-вывода средств, оплаты товаров и услуг в интернете, в том числе коммунальных предприятий. Все это не стало бы возможным, если бы компания действовала за рамками правого поля.
Как ни крути, действия WebMoney были подкреплены буквой закона. Об этом, в частности, недвусмысленно свидетельствуют результаты правовой экспертизы деятельности WebMoney Transfer в Украине, которую в конце 2011 года проводил Институт государства и права имени В.Корецкого при Академии наук Украины, по заказу Украинской межбанковской ассоциации платежных систем “ЕМА”.
«Таким образом, деятельность Общества по переуступке прав требования, учитываемых в системе учета имущественных прав WebMoney Transfer при помощи титульных знаков, согласно действующего законодательства означает исключительно передачу прав денежного требования (в гривнах). – Эти и другие сопутствующие им операции Общества в контексте Положения «Об электронных деньгах в Украине», утвержденного Постановлением Правления Национального Банка Украины от 04.11.2010 г. № 481, не могут быть отнесены к деятельности по выпуску, погашению или обеспечению обращения электронных денег».
Заключение экспертизы признал даже Совет Ассоциации Национальной Системы Массовых Электронных Платежей (НСМЭП – платежная система НБУ). На сайте Ассоциации недвусмысленно говорится:
- Введение и использование титульных знаков как единиц учета количества прав требования (в том числе в операциях купли-продажи прав требования) не противоречит действующему законодательству.
- …Деятельность финансовых учреждений (банков, небанковских финансовых учреждений) по принятию платежей от населения и их перевода в пользу… компаний, которые приобрели в ООО «Украинское Гарантийное Агентство» права и осуществляют их дальнейшей продажи физическим лицам) соответствует законодательству Украины.
Деятельность WebMoney Transfer лежит исключительно в плоскости Гражданского Кодекса и регулируется им. И обвинения в том, что компания нарушает закон о электронных деньгах не имеют под собой оснований. Она просто не эмитирует электронные деньги и не имеет к ним отношения. Речь идет всего лишь о переуступке прав требования и учете этих прав, обмене долговыми расписками. Тем более странно звучат подобные обвинения из уст ведомства, не имеющего отношения к предмету разбирательства.
Как отмечают в компании, и это подтверждают сотрудники налоговой, регулярные проверки в офисах WebMoney.UA проводились и не выявляли никаких нарушений. В то же время сотрудники налоговой были изрядно удивлены факту внеочередной проверки и обыска с арестом счетов. Примечательно, что данная инициатива проводилась специальным недавно созданным подразделением, что дает основания предположить наличие пристрастного отношения.
В отношении мошеннических схем и отмывания денег в WebMoney.UA хочется заметить следующее. Во-первых, в системе существует своя служба безопасности, которая использует многоуровневые механизмы персонализации пользователей и отслеживания подозрительной активности. Правилами запрещено участие пользователей в любых пирамидах. Далее, вывод денег возможен только через украинские банки, получение денег через которые легко отследить, имея постановление суда, в случае, если подозрение в отмывании вдруг появилось.
О каких масштабах отмывания денег вообще может идти речь, если сумма арестованных денег составляет по 24 гривны на душу украинских пользователей? Гораздо большую угрозу для финансовых махинаций потенциально несут в себе банки! Давайте их тоже запретим?
Можно говорить о противозаконных операциях, связанных с торговлей оружием и наркотиками. Но во-первых, система никогда не подключит такой магазин, а во вторых, если единичные случаи и существуют, то не задача системы отслеживать такие продажи. Ведь они скорее всего идут как перевод личных средств без соответствущей пометки “за наркотики”. Это все равно, что передать наличные из рук в руки. За что? Кто знает? Так давайте запретим наличные деньги, а заодно и камеры хранения на вокзалах, через которые преступники продают товары на черном рынке за наличность. Запретить можно все, была бы охота. А вот вернуть людям возможность заработка сможет не каждый.
Ведь если разобраться – что представляет собой среднестатистический пользователь WebMoney? Это интернет-пользователь, который не может устроится на работу в Украине, потому что большинство предприятий вынуждены работать в тени и платить мало и не оформлять сотрудников официально. Российские же компании охотно нанимают наших фрилансеров, дают им возможность использовать свой интеллектуальный, творческий и технический ресурс (та же продажа ссылок на сайтах).
Можно ли обвинить такого человека в уклонении от уплаты налогов за то, что он получает WebMoney от российских нанимателей? Думаю, чиновники сделают это охотно. Однако они упускают из виду, что у Украины с Россией существует соглашение об исключении двойного налогообложения! Может быть в таком случае мы будем облагать налогами украинских гастарбайтеров, которые строят олимпийскую деревню в Сочи? Будет ли это справедливо?
По мнению некоторых экспертов, основной причиной возникшей ситуации, является недобросовестная конкуренция и попытки некоторых участников рынка перетянуть одеяло на себя. Однако, если допустить, что это так, в такой расчет закралась принципиальная стратегическая ошибка, связанная с непониманием того, что аудитории WebMoney и других официально зарегистрированных Нацбанком электронных платежных систем – принципиально иные.
Ни одна из внутригосударственных систем не удовлетворит нужд пользователей WebMoney, потому что главным достоинством системы для них является международная распространенность. Однако это могут сделать Яндекс Деньги или PayPal, которые в отличие от WebMoney вообще не находятся в Украине и “наказать” их будет невозможно. И вот тогда Государство Украина точно недополучит свои налоги.
Вчера группа украинских общественных организаций (в числе которых Интернет Ассоциация Украины, Украинский союз Промышленников и Предпринимателей, Ассоциация предприятий информационных технологий Украины и Ассоциация участников электронного бизнеса Украины) обратилась с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу. В этом письме они просят разобраться в ситуации, поскольку деятельность, проводимая чиновниками в отношении компании противоречит задекларированной Президентом Программе экономических реформ на 2010 – 2014 годы. Данная Программа предусматривает “формирование режима максимального содействия бизнесу путем уменьшения вмешательства государства в экономику, снижения административных барьеров для его развития, модернизации налоговой системы и углубления международной экономической интеграции Украины, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций”.
К сожалению, на деле все получается ровно наоборот. Поэтому остается надеяться, что Президент Украины прислушается к мнению экспертов и задействует собственные рычаги в интересах украинской экономики и народа, а не чьих-то корпоративных бизнес-интересов.
Со своей стороны, пользователи предложили “инициативу снизу”, начав распространять призывы к участию в митинге в поддержку WebMoney.UA. Выйдут ли на митинг пользователи? Скорее всего да. Однако это будут только те, кто осуществляет бизнес или фрилансит за WM. Это не те люди кто не сможет пополнить мобильный за пару WMU, а те кого Государство лишило средств. Те, кому есть что терять и в силу этого они наделены активной гражданской позицией, которую охотно продемонстрируют на следующих выборах.
А тем временем масла в огонь подливают безграмотные журналисты, в числе которых (увы!) оказались даже сотрудники таких изданий, как Дело и Форбз Украина и Lenta.ru. Эти издания опубликовали недостоверную информацию о том, что НБУ уже пошел на встречу WebMoney и разрешил пользователям вводить и выводить средства с ограничениями в 500 грн на суточную транзакцию и 4 тыс грн на месячную. Проблема в том, что данный проект поправок в Положение НБУ «Об электронных деньгах в Украине» не имеет никакого отношения к WebMoney и не распространяется на их деятельность. А следовательно наши средства по-прежнему остаются замороженными.