— Как вы оцениваете прошлый год для MasterCard, как изменилась доля рынка?
— Прошлый год был для MasterCard в мире исключительно успешным. Количество кард достигло 1 900 млн, рост карточного портфеля был около 8%, объема транзакций – 20%.
Что касается Украины, 2012 год был одним из самых удачных для бизнеса MasterCard. Наш карточный портфель рос в тренде с общим портфелем – около 30%, но количество транзакций по этим картам было выше среднего. Это говорит о том, что картодержатели начали гораздо больше пользоваться карточками, в том числе в торговых сетях. Мы думаем, что это результат тех действий, которые мы предпринимали последние несколько лет; результат активности, направленной на образование населения, финансовую грамотность, маркетинговых кампаний, которых у нас достаточно много.
Мы заложили фундамент очень динамичного рынка, который быстро растет.
— В конце 2012 г. был принят закон о функционировании платежных систем и развитии безналичных расчетов. Кто-то тогда достаточно жестко реагировал на новации, MasterCard был сдержан в реакции. Как вы оцениваете результаты внедрения закона? Были ли созданы более лояльные условия для НСМЭП?
— Мы тогда сказали, что закон, вступивший в силу, достаточно обобщенный, и для нас непонятны некоторые пункты этого закона и то, как в результате они будут реализовываться.
Сегодня Национальный банк поменял очень много документации, которая касается работы платежных систем. В 2012 г. мы рассчитывали на то, что Нацбанк хорошо ориентируется на рынке платежных систем и розничном рынке Украины, и не сделает ничего, что бы воспрепятствовало свободному развитию рынка и процессу евроинтеграции. В принципе, сейчас это подтверждается. Нормативные акты, которые вступили в силу, и проекты, касающиеся регистрации платежных систем и т.д., соответствуют политике, которую озвучивал Национальный банк, и никаких неправильных с точки зрения конкурентной среды шагов там нет.
По поводу НСМЭП. НСМЭП по-разному воспринимается банками – кто-то эмитирует, кто-то не эмитирует их карты. Это, прежде всего, связано с определенными технологическими вопросами этой платежной системы: она несовместима с EMV-стандартом и, соответственно, требует значительных инвестиций со стороны банков. Впрочем, Национальный банк заявлял, что пересмотрит свои подходы в этом направлении и будет идти к соответствию международным стандартам.
Для нас локальная система не конкурент, потому что есть ряд принципиальных отличий. У локальных и международных систем всегда абсолютно разные подходы с точки зрения ценообразования и интереса для игроков на рыке. Локальная система ограничивается, в основном, социальными проектами, возможно, дебетным рынком. Где-то мы пересекаемся, но если Нацбанк будет придерживаться принципов конкуренции, то только сам банк будет решать, с кем он пойдет в тот или иной проект.
— Плюсом НСМЭП могут быть более низкие ставки по интерчейнджу?
— Интерчейндж – это всегда сложная тема, потому что то, что выгодно эмитенту – не выгодно эквайеру и наоборот. Как правило, у нас все банки и эмитенты, и эквайеры. И эквайеринговый бизнес всегда говорит – надо понизить интерчейндж-ставки, а эмитент в ответ – нет, их надо повысить. Это очень тонкая грань, и платежная система всегда балансирует. Я не знаю, какие ставки у НСМЭП, но они окажутся в той же ситуации, что и другие платежные системы на рынке. Они должны создавать те ставки интерчейндж, которые выгодны в принципе для банка, торговца и пользователя карты в целом, и эффективны как с точки зрения эмиссии, так и эквайринга. От этого никуда не денешься.
— То есть, особых отличий можно не ждать?
— Ну, я просто не вижу в этом экономического смысла.
— Глава НБУ Игорь Соркин, когда его презентовали коллективу, одной из главных задач назвал развитие безналичных платежей. Каких действий вы, как участник рынка, ожидаете от НБУ?
— Я думаю, что самый главный вопрос, который давно назрел и болит, – это вопрос финансовой грамотности населения. Она очень низкая. И это касается не только вопросов пользования картой, но и подхода к планированию бюджета каждой конкретной семьи. Хотелось бы, чтобы действия НБУ в этом вопросе были более заметны, более нацелены на молодежный сегмент.
На сегодня в большинстве предприятий и бюджетных организаций Украины зарплата снимается два раза в месяц в банкомате, и на этом весь спектр пользования финансовыми услугами заканчивается.
Совершенно другая картина – когда у человека появляется кредитная карточка, там трафик торговых транзакций уже превышает трафик снятия в банкомате. Сегодня кредитная карта фактически является инструментом обучения людей расчетам в торговой сети.
— А что касается вопросов законодательства?
— Я думаю, введение ограничения на расчеты наличными деньгами – это достаточно обоснованный шаг, и регулятор довольно долго к нему шел. Эффект будет, и очень сильный, когда большой поток денег уйдет в безнал, и Нацбанк повысит показатели контроля оборота денег в разы.
Есть огромный сегмент оборота наличных денег, и мы, в общем-то, не знаем, какое количество операций там проходит. А с введением ограничения увеличится количество “видимых” транзакций. Хоть это и достаточно административное регулирование, но, возможно, в определенных условиях, в определенных странах, это достаточно эффективно. Насколько я знаю, такая практика имела место в Италии несколько лет назад, и правительство и регулятор довольны результатами – большая часть денежных средств вышла из тени.
Также Национальный банк сейчас пытается много внимания уделять не только вопросам оборота денежных средств или платежных систем, но и небанковским платежным системам, которые до этого момента никак не регулировались. Это был достаточно узкий сегмент – киоски, например, однако сейчас это большой кусок рынка. Мы хотим реализовать функционал, когда человек при работе с киоском может рассчитаться не только наличными, но и использовать карточку.
На рынке есть еще большой потенциал у карт prepaid. Предоплаченная карта может быть как персонализированной, когда ее необходимо оформить в банке, так и анонимной, когда ее можно купить в киоске или в том же банке, но мгновенно. Наверное, пришел тот момент, когда необходимо посмотреть на опыт европейских стран, где это один из самых трендовых продуктов, и подумать, как реализовать те же законодательные принципы и в Украине. В Европе prepaid в основном используется для определенных кобрендинговых и бонусных программ в больших розничных сетях. У нас такой практики практически нет. Я вижу, что рынок начинает проявлять интерес, но юридическое законодательное поле работы с данным видом продуктов недостаточно четко очерчено.
— MasterCard не так давно анонсировал выпуск карточки с экраном и сенсорной клавиатурой. Этого можно ожидать в Украине?
— Конечно. Мы уже получили несколько запросов от банков. Карты с экраном и клавиатурой для них очень интересный продукт, хотя пластик, естественно, дороже, чем обычный. На самом деле, Украина очень инновационный рынок по сравнению с рынками Европы, и даже Азиатско-Тихоокеанского региона. С точки зрения темпов развития MasterCard® PayPassTM, и бесконтакта в принципе, Украина один из быстрорастущих рынков во всем мире. С точки зрения любых инновационных продуктов, наша страна больше всего по специфике и характеру развития похожа на Польшу и Турцию.
Если говорить о сенсорных картах, то есть два типа таких устройств. Один – комби-карта, которая позволяет безопасно проводить операции в интернете, когда изменяемый пароль высвечивается в окошечке на карте. Второй, это когда комби-карта включает два приложения, одно – дебетное, второе – кредитное. В момент, когда клиент приходит в торговую точку, рассчитывается, то эта карточка или обменивается информацией с терминалом, или предлагает сама выбрать, какое приложение в данный момент будет использовано. Для банков это очень удобно, потому что у всех основных игроков есть дебетные карты, и к ним они всегда выпускают кредитную. Тут они могут экономить на том же пластике, плюс дать элемент инновации своим клиентам.
Карта с сенсорным экраном может быть использована, начиная просто с генерации пароля, и заканчивая электронным кошельком, который при контакте с терминалом торговца может выдавать информацию о дисконте в конкретном торговом предприятии.
— В прошлом году вы активно развивали PayPass в Украине. Какая ситуация сейчас на этом рынке?
— На сегодня больше 10% рынка эквайринга принимает бесконтактные карты, причем 90% всего бесконтактного эквайринга в стране – это эксклюзивно MasterCard PayPass. У нас есть уже 5 эквайеров и около 12 тыс. терминалов. Теперь для нас основной параметр – количество карт. Когда рынок достигнет определенной цифры эмиссии, будет правильным сделать особый фокус на усиленной активации портфеля PayPass. Мы видим сейчас, что поведение пользователя бесконтактной карты отличается от поведения держателя обычной карты. И это наша реализовавшаяся мечта! Потому что количество торговых транзакций по таки картам превышает количество транзакций в банкомате.
Тем не менее, сегодня для нас основной вопрос – образованность кассиров в эквайринговых сетях, которые принимают PayPass. Как известно, у больших ритейлеров сильная текучка кадров, и не всегда торговец успевает обучить всех кассиров. В такой ситуации требуется обоюдная работа – как эквайера, так и клиентов, которые тоже передают опыт кассиру.
У наших сотрудников была интересная история в большой розничной сети. Они рассчитывались телефоном, с чехлом в виде старой аудиокассеты. Приложили к терминалу, рассчитались, но когда они уходили, то услышали слова кассира: “Люба, слышишь? Я видела в своей жизни все: рассчитывались и телефоном, карточкой, часами, наклейками, но чтобы кассетой – еще ни разу”. Так что в Киеве уровень осведомленности кассиров однозначно высокий, они видели все.
— Вы недавно анонсировали еще одну новую технологию – MasterPass…
— MasterPass – это многофункциональное приложение, которое позволяет клиенту иметь одновременно и функционал пластиковой карты, и цифрового кошелька, и производить оплату с любым торговцем, в какой бы точке мира этот торговец не находился. На рынке есть тенденция все большей миграции людей с мира физического в мир digital, и мы понимаем, что если MasterCard не даст адекватного своевременного ответа, решения для людей, которые меняют свой стиль жизни, то мы можем опоздать. До конца весны эта технология будет реализована в Великобритании и США, и до конца года MasterCard придет в ряд стран Европы, а также Сингапур.
— А мы?
— В планах MasterCard скорейшее расширение доступности сервиса MasterPass для максимального числа рынков. В настоящее время компания ведет переговоры с банками в разных странах, и когда у нас будут подписаны контракты с украинскими банками, мы объявим о запуске MasterPass в Украине.
— Что вы думаете о развитии карточного рынка в Украине?
— Я думаю, что 2013 год будет переломным с точки зрения использования карты среднестатистическим картодержателем. Темпы прироста торговых транзакций идут резко вверх, и пройден тот длительный период, когда накапливался потенциал рынка. Мы приближаемся к уровню европейских стран, возможно, не самых продвинутых в этом направлении, но все-таки европейских.
Очень большую роль тут сыграли кредитные карты – этот сегмент активно развивался несколько лет назад. В пост-кризисный период наблюдалось затишье, но сейчас опять ощущается бум благодаря правильной политике банков, которые коммуницируют с клиентом. В основном работают финансовые факторы. Самый действенный аргумент – это когда при снятии в банкомате ты заплатишь 3%, а при расчете в торговой сети на карточку вернется 2%. Наглядно и эффективно.
Второе направление, которое влияет на этот тренд – это программы лояльности. Был период, когда и торговцы, и банки, пытались сфокусироваться на скидках. Сейчас и те, и другие пришли к тому, что скидки не работают, и в моду входят баллы и бонусы. И это, в общем-то, европейская тенденция. Последние исследования показывают, что если мы возьмем портфель, где 50% карт – с лояльностью, а 50% – без, то 80% оборота – создадут карты с лояльностью. Банки действительно пересмотрели свои подходы и начинают наполнять карты функционалом, полезным для клиента: лояльностью, консьержем, приватным банкингом, если это премиальная карта… Сегодня клиент уже относится к карте не просто как к средству для снятия денег, а как к полезному инструменту у себя в кошельке.
— Какие направления развития MasterCard на этот год?
— У MasterCard на этот год есть несколько приоритетных направлений развития. Мы будем фокусироваться на дальнейшем развитии наших инновационных продуктов, в частности бесконтактных технологий.
Также стоит отметить, что сегодня на украинском рынке практически не развиты денежные переводы, причем мы говорим как о внутренних переводах, так и о переводах между странами. Хотя, конечно, есть потенциально привлекательные рынки – коридоры с Россией, с Италией, Португалией, Польшей и т.д. Наша задача – обеспечить наличие определенного количества банков в Украине, которые будут работать с услугой MoneySend, а также достичь того, чтобы клиенты не чувствовали дефицита в способах перевода денег с дебетной карты на кредитную, или другие карты, например родителям или друзьям.
Мы думаем, что основная задача, как платежных систем, так и украинских банков в нашей стране сделать так, чтобы клиент приходил в отделение банка как можно реже. А вместо этого, все чаще совершал все необходимые операции через интерфейс интернет банкинга, банкомат или мобильное приложение своего доверенного банка, а также все чаще делал покупки и получал другие финансовые услуги в диджитал среде.