В интернете среди общественности продолжаются споры, дискуссии и обсуждения ситуации вокруг рынка электронных денег в Украине и желания государства установить за ним контроль. Сначала в Налоговой службе и НБУ, а затем и в Верховной Раде начали звучать заявления о том, что законность оборота электронных денег вызывает сомнения и рынок будут тщательно исследовать по этому поводу. Эти новости вызвали шквал эмоций у пользователей платежных систем, но, как оказалось, были встречены самими представителями компаний на рынке электронных денег довольно спокойно.
На прошлой неделе украинский интернет был взбудоражен сразу несколькими новостями, касающихся рынка электронных денег. В Налоговой службе Украины сделали заявление, что работа электронных платежных систем вызывает серьезные подозрения и может быть незаконна. В налоговой сообщили, что работу популярных платежных систем, среди которых оказались и WebMoney, QiWI и «Яндекс. Деньги», будут изучать специалисты налоговой и Нацбанка. Однако не успела общественность и платежные системы осознать суть заявлений, как в Верховной Раде сообщили об инициативе создать следственную комиссию, которая бы расследовала деятельность платежных систем в том числе, на предмет законности и отсутствия мошенничества.
Возмущению общественности не было и края, ведь в Украине попросту не существует на законодательном уровне понятия «электронных денег». Как же можно судить электронные платежные системы и согласно каким нормам, если государство еще даже не определило их как явление в законодательной базе? Но не смотря на взволнованность общественности, в самих платежных системах объясняют, что сами были бы рады, если бы работу электронных платежей упорядочили и узаконили. Платежные системы не собираются скрываться или протестовать против инициатив, компании наоборот – готовы к конструктивному диалогу. Правда, к ним еще конкретно никто с претензиями не обращался.
Электронные платежные системы спокойны
Так, Маргарита Ормоцадзе, Глава департамента по связям с общественностью WebMoney Украина, вообще говорит о том, что не понимает, кто может распространять подобные заявления касательно платежных систем. Ведь перечисленные в заявлениях электронные платежные системы вообще не подпадают под формат компаний, работающий с «электронными деньгами». Если выходить из согласования работы систем с НБУ, то лишь две компании сегодня на рынке официально обслуживают электронные деньги: «Системами онлайн-расчетов в Украине занимаются с десяток компаний, и все работают по разным технологиям и законодательным нормам. Но согласование правил систем электронных денег в НБУ получили только два игрока», — заявляет эксперт. Поэтому для того, чтобы начать диалог, нужно хотя бы определить понятия электронных денег и электронных платежных систем на законодательном уровне, ведь сейчас попросту для выяснения ситуации на рынке отсутствует необходимая законодательная база.
А вот Ася Мелкумова, пресс-секретаря «Яндекс. Деньги», заявила, что в Украине у платежной системы вообще нет никаких представительств. Система работает на территории России согласно своему законодательству, а клиенты в Украине могут воспользоваться услугами системы в рамках собственного законодательства. По словам пресс-секретаря, «все перечисления осуществляются через банковскую систему Украины» и не подпадают под определение «электронных денег». Если платежная система захочет выйти на украинский рынок именно в качестве компании, обслуживающей рынок электронных денег, то система обязательно согласует все нюансы с Нацбанком и получит необходимые лицензии.
Ассистент руководителя QIWI-Украина Елена Голобородько тоже выступает за пресечение мошенничества на рынке и заявляет, что их платежная система поддерживает инициативы легализировать оборот электронных денег в Украине.
Выходит, что по законодательству, если государство решит контролировать рынок электронных денег, то популярные платежные системы не должны коснуться инициативы. Для того, чтобы начать наводить порядок на онлайн-рынке, необходимо как минимум создать необходимое правовое поле, а затем еще и его придерживаться.
Владимир Костенко