Сегодня Allegro Group фактически контролирует рынок онлайн-объявлений в Уанете. Группе принадлежат основные онлайн-площадки — Slando и eMarket, сделка по Slando была закрыта в этом году. Генеральный директор Allegro Украина Юлия Марищук рассказала ЛІГАБізнесІнформ о ситуации на рынке электронных объявлений.
— Как сейчас оцениваете охват всех проектов Allegro в Украине?
— Мы находимся на 1-2 месте среди холдингов в рейтинге Bigmir с общим охватом порядка 40% от числа интернет-пользователей. В абсолютных цифрах назвать общую аудиторию действительно сложно, так как данные интернет-аудитории сразу по нескольким источникам [Gemius, InMind, Bigmir] имеют ощутимый разброс.
— Как оцениваете текущее состояние проектов?
— В течение года каждый из проектов показал рост более чем в два раза. В компании действует четкая политика: если проект не развивается, мы его закрываем. Те же eMarket и Slando удвоили KPI [Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности] за год.
— Расскажите о рынке интернет-объявлений, о нем в Украине достаточно мало известно. Какие игроки, кроме вас, здесь представлены? Можно составить какой-то рейтинг?
— В марте этого года на рынке прослеживалась очень жесткая конкуренция. Показателем конкурентной борьбы стал недавний уход с рынка e-commerce Украины проекта Zakroma, который является лидером своего сегмента во многих других странах.
Что касается ближайших перспектив рынка проектов интернет-объявлений в целом, то, на мой взгляд, говорить о появлении каких-либо новых представителей пока преждевременно, учитывая что первые места сконцентрированы в одной группе. В настоящий момент в наш холдинг входят eMarket и Slando, которым принадлежат две первые строчки в рейтинге.
С другой стороны действия конкурентов еще больше подстегивают нас к развитию и определенным действиям. Так, сейчас на третьем месте рейтинга проект Torg.ua [компания владеет лидером российского рынка Avito.ru]. Кстати, именно из-за них мы ускорили перевод eMarket на новую, польскую площадку [переход проекта на новую площадку состоялся весной 2011 года]. Проект вышел достаточно агрессивно, с масштабной рекламной кампанией, в том числе и на ТВ, и нам нужно было как-то отвечать.
— Как пользователи отреагировали на обновление eMarket? Аудитория сервиса выросла или отсеялась?
— В целом пользователи отреагировали на переход очень позитивно и с пониманием. В сумме было лишь 20 писем с жалобами — это очень мало. А в течение месяца после перезапуска проект по посещаемости вырос вдвое.
— Если говорить о монетизации, на чем зарабатывают такие сервисы?
— Монетизация классифайдов у нас немного другая. Например, в Голландии подобные сервисы берут оплату за публикацию объявления на уровне 10-20 евро. Естественно, там ситуация иная, подобные проекты окупаются достаточно быстро, становясь прибыльными. В Украине пользователи если и начнут платить, то очень нескоро, поэтому на данном этапе заработок происходит за счет рекламы, дополнительных сервисов, продвижения.
— На данный момент проекты прибыльны или убыточны?
— Обороты я озвучивать не могу, но в следующем году все проекты должны выйти, как минимум, на уровень самоокупаемости.
— Почему, по вашему мнению, украинские пользователи не готовы платить? Пока неудобно расплачиваться в онлайне?
— В данное время еще не сформирована продуманная во всех смыслах система, позволяющая мгновенно проводить платежи. Например, сегодня можно осуществить оплату с мобильного телефона при помощи SMS, но операторы при этом возьмут 50-70% комиссии.
Другим важным фактором, сдерживающим монетизацию проектов e-commerce в Украине, является наличие большого количества «бесплатных игроков».
Единственные ресурсы, которые хоть как-то могут заработать — это проекты нишевых категорий: работа, авто. К слову, подобная ситуация изначально прослеживалась и в странах с более развитым рынком интернет-услуг.
— То есть украинский интернет-бизнес развивается с отставанием?
— Да. От европейского уровня развития e-commerce мы отстаем пока что на 5-7 лет, от российского – на 2-3 года.
— У Allegro проекты в 15-ти странах. Если сравнивать пользовательское поведение, чем оно отличается в Украине?
— Украинцы в этом отношении больше похожи на поляков, чем на россиян. С развитием проектов и увеличением поступающих к нам данных, мы постоянно убеждаемся, что Украина четко повторяет путь Польши, в которой электронная коммерция – это, практически, весь онлайн.
Если говорить об украинских пользователях, то их в большей степени интересуют быстрые покупки и продажи через интернет: покупатели видят в этом выгоду — привлекательные цены и широкий выбор товаров, при этом продавцы не хотят быстрого заработка, а изначально работают на перспективу и авторитет, уделяя большое внимание качеству товара и пожеланиям заказчиков.
— Как оценивается польский рынок е-коммерции?
— Совсем скоро должны быть данные ежегодного исследования e-commerce Польши. Вообще, в европейских странах большим плюсом, с точки зрения получения аналитики рынка, является привлечение к процессу формирования данных третьего лица — независимой исследовательской компании, которая в итоге предоставляет точные, незангажированные данные по рынку.
У нас же все строится на предположениях отдельных экспертов, поэтому оценки рынка зачастую расплывчаты и достаточно далеки от реальности.
— Если говорить о рынке электронной коммерции в Украине, каков порог входа для новичков?
— По словам некоторых отечественных экспертов, порог входа для интернет-магазина – порядка $500 тыс. Могу сказать, что этой суммы может хватить лишь для нишевого магазина, например, по продаже часов или велосипедов.
Говорить о выводе на рынок полноценного сервиса объявлений вообще не имеет смысла, если этот стартап не будет осуществлять крупная компания с большим опытом и финансовыми возможностями.
— А как вы оцениваете в целом объем рынка онлайн-торговли в Украине?
— Думаю, что все серьезные игроки отечественного e-commerce склоняются к сотрудничеству с некой независимой компанией, которая при получении всех необходимый данных, сможет предложить объективный обзор всего рынка. Сегодняшние оценки отдельных экспертов — это несерьезно.
Если же говорить о порядке цифр, то объем рынка в 2011 составил меньше $1 млрд., но больше $500 млн. в год. В прошлом году он оценивался в $500-600 млн. За прошедший год объемы выросли, но точные цифры никто назвать не сможет.
— Вы говорили о том, что объявления — это первая ступенька входа на рынок онлайн-коммерции. В будущем Allegro планирует приобретать какие-то площадки, возможно, другого формата?
— Конечно, новые проекты покупаются постоянно. Так, в 2008 году мы купили Prom.ua, в этом году — Slando, буквально 1-1,5 месяца назад была куплена modnaKasta. В компании есть специальный международный отдел, который постоянно отслеживает появление перспективных проектов.
— Что чаще всего покупают по объявлениям? По информации Google, в интернете за последний год стали чаще покупать «нетипичные» для онлайн-ритейла вещи: одежду, обувь, даже еду…
— Действительно, такая тенденция прослеживается, и она проявилась скорее даже не за счет традиционных интернет-магазинов, а за счет сейлс-клабов, например, modnaKasta. Для Украины это достаточно новый тренд, а бизнес-модель строится на том, что проекты выкупают остатки коллекций модных брендов со складов, и продают их пользователям со скидками от 50% [заработок строится на разнице между скидкой со склада и скидкой конечным покупателям].
Зачастую это краткосрочные акции, действующие 2-3 дня, и информация о которых распространяется по базе абонентов, зарегистрированных через e-mail. В основном так продаются ограниченные категории товаров, ориентированные в основном на женскую аудиторию – одежда, обувь, белье, косметика, парфюмерия.
— А у вас перед праздниками что чаще продают?
— Так же как и в интернет-магазинах: технику, одежду, детские товары, ведь рынок один и тот же.
— Можете озвучить приблизительные прогнозы на следующий год для рынка онлайн-объявлений, учитывая, что некоторые онлайн-ритейлеры ожидают кризиса?
— По своим проектам мы прогнозируем рост как минимум на 50%, но ведь он может происходить независимо от роста рынка. Может, «откусим кусок» от конкурентов, от тех же ритейлеров (улыбается).
Справка: Allegro Group – крупный европейский интернет-холдинг, владеющий 15-ю сервисами, среди них — Allegro.pl, Molotok.ru, аукцион Aukro в Украине, Болгарии, Казахстане и ряде стран.
Основным акционером Allegro Group (97% акций) является Naspers– южно-африканская группа, управляющая медиа-активами через MIHGroup. В активах Naspers, в частности – 29% акций Mail.ru.
Allegro Group в Украине принадлежат сервисы eMarket.ua, Aukro.ua, Slando, Prom.ua, Vcene и modnaKasta. Сделка по покупке Slando (100%) прошла в июле этого года, сумма сделки составила $29 млн., по данным Naspers.