Законопроект НБУ подтолкнул украинские банки и финансовые компании к переделу денежного web-пространства. Кто выиграет в гонке за монетизацией виртуальных платежей?
В августе Национальный банк инициировал поправки в действующем законодательстве относительно функционирования платежных систем и развития безналичных платежей. Немаловажная роль в законопроекте отводится электронным деньгам.
В августе Национальный банк инициировал поправки в действующем законодательстве относительно функционирования платежных систем и развития безналичных платежей. Немаловажная роль в законопроекте отводится электронным деньгам. Согласно аналитической сопроводительной записке, украинские законы «не содержат определения понятия «электронные деньги», а также норм относительно их выпуска и использования. «Неурегулированность этих вопросов может привести к неконтролированному привлечению средств и злоупотреблению ими, а также лишает держателей электронных денег возможности защиты своих прав и интересов», — считают в Нацбанке.
Однако передел рынка электронных денег стартовал задолго до создания нормативного поля. Несмотря на то что законодательство определяет эмитентов электронных денег лишь в лице украинских банков, пока основными игроками здесь выступают как раз небанковские организации. В начале этого года свой выход на украинский рынок презентовала компания «Яндекс.Деньги». Исторически сильным игроком всегда была и компания WebMoney.
В свою очередь регулятор согласовал лишь две системы электронных денег — «Макси» VAB Банка и «MoneХy» банка «Контракт» — и еще 15 финучреждений, которые имеют право эмитировать электронные деньги совместно с платежными системами. Примером такого сотрудничества стало проведение первой эмиссии электронных денег Ощадбанком и платежной системой «ГлобалМани». Однако большинство вопросов этого рынка все же остаются закрытыми. В комментариях к этой статье отказали многие участники рынка, сославшись на сложность вопроса и нежелание иметь конфликт с НБУ.
Беспредельный потенциал
Многочисленные исследования свидетельствуют, что электронное пространство будет активно развиваться в последующие несколько лет. Уже сегодня Украина в десятке самых «интернетизированных» стран Европы по числу пользователей всемирной паутины. По данным European Internet Statistics, более 15 млн. украинцев являются интернет-юзерами и потенциальными пользователями электронных денег. Вместе с тем, учитывая низкий уровень проникновения интернета в стране (лишь 33,7%), аудитория еще имеет высокий потенциал роста. «Что касается процентных показателей интернет-платежей, то как минимум 20% из существующих пользователей активно их используют. Динамика прироста будет колебаться в районе 15-20%», — отмечает начальник управления развития платежных технологий банка «Хрещатик» Константин Митченко.
Директор по развитию бизнеса компании «Яндекс.Деньги» Мария Грачева ссылается на данные Data Insight. Отчет об использовании разных способов оплаты в интернете свидетельствует, что популярность электронных денег в онлайне уже выше банковских карт. 30% участников опроса Data Insight выбирают платежи с электронных кошельков, 26% расплачиваются кредитными картами, и только 9% совершают платежи через интернет-банкинг. При этом 8% людей активно используют в интернете и банковскую карту, и электронный кошелек.
Однако рынок электронных денег претендует не только на онлайн-пространство. В сферу интересов также попадают большинство платежей, которые регулярно проводят банки. «В прошлом году украинцы оплатили кредитными картами примерно 1,5 млрд. грн. за товары в онлайне. Это 5-6% от всего объема рынка, который оценивается примерно в 20 млрд. грн. За процессинг платежа с кредитной карты банки взимают с торговцев комиссию в размере от 2,5 до 5,0%, и эта стоимость перекладывается на покупателей. В онлайн-торговле платежи электронными деньгами должны занять лидирующую позицию», — рассказывает генеральный директор компании «ГлобалМани» Александр Тютюн. Кроме того, по оценкам эксперта, только в прошлом году население Украины осуществило платежей на 140 млрд. грн. Это платежи за коммунальные услуги, мобильную связь и интернет, всевозможные штрафы, государственные сборы и прочее. Данные платежи были проведены различными способами, в основном через банки. И это еще один сегмент для операторов электронных денег. Если учесть, что электронные деньги претендуют еще и на долю рынка денежных переводов — вполне очевиден интерес к этому сегменту.
Законодательная битва
Учитывая перспективность «электронного» рынка, многие финучреждения обратили на него свое внимание.
«До последнего времени рынок электронных денег полностью был занят небанковскими организациями, а банки, не имеющие соответствующей нормативной базы для работы на нем, этот бизнес особо не интересовал. Но нововведения со стороны НБУ, зафиксированные в Положении об электронных деньгах в Украине (Постановление №481 от 04.11.2010) в части эмиссии электронных денег исключительно банками в национальной валюте с обязательным согласованием правил с регулятором, вынудили финансовые учреждения обратить свое внимание на этот сегмент рынка платежных технологий», — говорит Константин Митченко. Так, после соответствующих согласований в Нацбанке на рынке могут появиться такие игроки, как Shiftpay — система Первого инвестиционного банка, «Электронные деньги» — Райффайзен Банка Аваль, WebMoney note — дочерняя система WebMoney, реализуемая с Украинским профессиональным банком, и др.
Заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин называет до десяти систем, желающих работать на данном рынке. Кроме того, укреплять свои позиции будут и небанковские структуры. Именно у них, по признанию банкиров, сегодня больше клиентов. Однако банковские учреждения имеют преимущества в законодательном плане. «В Украине большой популярностью пользуются нелегальные системы электронных денег, такие как, к примеру, WebMoney или «Яндекс.Деньги». Но эмитировать электронные деньги в Украине имеют право только отечественные банки», — говорит г-н Крапивин.
«Эта финуслуга во всем мире лицензируется и контролируется как минимум центральным банком страны, финмониторингом, фискальными органами. По международным стандартам, способом оплаты за товары и услуги является исключительно национальная валюта или ее зарегистрированные аналоги. Никакие титульные знаки, бонусы и/или ваучеры заменять деньги не должны, да и по действующим законам — не могут», — подчеркивает и Александр Тютюн.
Нормативные трения — камень преткновения между небанковскими организациями и регуляторными органами. Так, для осуществления деятельности по переводу денег в пользу третьих лиц небанковским организациям необходимо иметь соответствующие лицензии и разрешения Нацбанка.
«На эту тему сейчас ведется много дискуссий — кто может выпускать электронные деньги, какие ограничения на размер и направления транзакций и др. При этом к регулятору есть вопросы, которые остались без внимания. Например, как быть с резервированием? Ведь, по мнению НБУ, банки не обязаны дополнительно резервировать обеспечение эмиссии электронных денег и могут смело размещать привлеченные деньги. На наш взгляд, с электронными деньгами это неправильно. Кроме того, как быть с мультипликацией — двойной эмиссией? Ведь в денежном обороте находятся и сами эмитированные электронные деньги, и деньги, внесенные в их обеспечение?» — говорят в Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ).
По мнению ассоциации, сейчас на рынке сложилась ситуация, при которой компании, много лет занимающиеся расчетами в сети, не спешат становиться эмитентами «электронных денег» в видении НБУ. При этом они используют другие законные правовые механизмы, утверждают в ИнАУ, и, по всей видимости, так и будет продолжаться до тех пор, пока не появится конструктивная правовая модель электронных денег.
Кроме того, по словам банкиров, определенные сложности доставляет неурегулированность статуса электронных денег в налоговом законодательстве. «Очень надеюсь, что готовящийся законопроект об обращении электронных денег расставит все по своим местам. Также хотелось бы некоторой либерализации в отношении предельных размеров одного платежа и электронного кошелька. В целом хотелось бы видеть как можно больше возможностей для использования электронных денег как альтернативы другим средствам платежа. Например, думаю, что интересной стала бы возможность расчетов электронными деньгами между субъектами хозяйствования», — утверждает Павел Крапивин.
Перспективы
Преимущества будут иметь платежные системы, которые предложат надежные, удобные, легальные, дешевые сервисы, считает Александр Тютюн. Если же говорить о сегментах рынка электронных платежей, то, по мнению эксперта, на сегодня практически 80% составляют платежи за услуги мобильной связи, однако платежи за коммунальные услуги со временем займут лидирующую позицию. Основная конкурентная борьба между игроками будет происходить не только в плоскости размера комиссии, но и в дополнительных сервисах и расширении функционала электронных денег.
«Виртуальный беспредел» . В НБУ не поймут как контролировать виртуальное.
Потому, как на банки начинает давить государство, которое поняло, что оно теряет лакомый кусок пирога в виде электронных денег. А поскольку государство -неповоротливый монстр, то проще всего для него не строить свою систему , а отнять существующие.