Государство пытается навести порядок на рынке купли-продажи товаров, которые совершаются в сети интернет.
Но решения, которые принимают правительственные структуры, пока больше напоминают создание несовершенного препятствия для работы в сети мелких предпринимателей. Интернет-бизнесмены отмечают, что в Украине интернет-коммерции в чистом виде пока вообще не существует. Поэтому чем быстрее государство займется созданием базовых правил работы в этой сфере в целом, тем больше будет торговый онлайн-оборот. А соответственно и поступления в бюджет.
В скором времени власти могут вмешаться в работу интернет-магазинов. Кабинет Министров одобрил проект закона «О внутренней торговле», который нормирует организацию дистанционной торговли. В документе впервые будут определены особенности работы интернет-магазинов.
Если Верховная Рада поддержит изменения, интернет-предприниматель должен будет обзавестись офисным помещением, где он будет оформлять и хранить документы, связанные с хозяйственной деятельностью (в том числе документы купли-продажи товаров). Также предпринимателей обяжут предоставлять покупателям информацию о своем местонахождении, сведения о государственной регистрации, наличии патента или лицензии, товаров и условий договора купли-продажи путем их размещения в каталогах, буклетах, проспектах, информационных сетях, в частности, сети интернет.
Сейчас законопроект дорабатывается Кабинетом Министров. И пока неясно, какие предложения в документ добавит ведомство Николая Азарова.
Участники рынка на первый взгляд не усматривают в законопроекте больших рисков для себя. Ведь многие и так уже успели обзавестись своими офисами. Те, кто это сделать не успел или не смог, будут способны найти массу уловок, чтобы обойти предлагаемые нормы.
Некоторые предприниматели радуются тому, что для самого понятия «интернет-магазин» и «интернет-торговя» пока еще нет четкого определения. Поэтому можно спокойно продолжать дальше продавать товары в сети под прикрытием того, что они просто рекламируются на сайте коммерсанта в структурированном каталоге. Иными словам, продукты будто выставлены на виртуальную витрину в качестве рекламы. И интернет-деятель не будет нести за них никакой ответственности.
Другие считают, что в случае принятия законопроекта, маленьким интернет-магазинам придется объединяться, чтобы арендовать помещение. «Сейчас мы сберегаем товар на складе, у нас нет отдельного помещения. Но в случае, если проект будет принят в Верховной Раде, нам придется договариваться с предпринимателями, которые работают в той же сфере, что и мы», — рассказывает владелец одного из луцких интернет-магазинов, занимающийся продажей секс-игрушек. Но это возможно лишь в том случае, если предпринимателям удастся реорганизоваться и зарегистрировать по одному адресу новое юрлицо, которое их объединит.
В противном случае, как говорит бренд-менеджер интернет-магазина e-matras.com.ua Анатолий Гуренчик законопроект может вылиться для интернет-предпринимателей в дополнительные затраты. «Кроме платы за аренду офиса необходимо будет нанимать дополнительный персонал, для того, чтобы вести все необходимые документы. А это, естественно, скажется на себестоимости товара и его цене для потребителя», — добавляет он.
Руководитель Интернет-проекта Connect.ua Сергей Коркин считает, что у интернет-предпринимателей очень просто получится обойти новые нормы закона, если таковые будут приняты, создав множество «липовых офисов». «Возможно, это будет просто маленькая комната, где будет храниться все необходимое», — говорит он.
Однако далеко не все предприниматели в курсе, что законопроект может сработать в связке с еще одной инициативой государства. И тогда уже об идее Коркина можно будет быстро позабыть. Так несколько недель назад парламент принял изменения в Жилищный кодекс, согласно которым собственникам квартир будет запрещено использовать их для производственных нужд, в том числе и для размещения офисов.
Таким образом, если задумки чиновников сработают, небольшим интернет-предпринимателям придется туговато. А крупные интернет-магазины, уже давно ставшие полноценными компаниями с хорошей логистикой и офисами по всей стране, толькло выиграют от этого, избавившись от конкурентов.
Президент компании Imena.ua Александр Ольшанский опасается, что при таком подходе государства, рынок онлайн-коммерции в Украине так и останется недоразвитым.
«В Верховной Раде уже 3 года лежит законопроект об электронной коммерции, который не только регулирует рынок интернет-магазинов в целом, но и помогает развивать его», — вспоминает менеджер, намекая на то, что проект, который одобрил Кабмин, не сможет каким-то образом серьезно повлиять на сложившуюся в отрасли ситуацию. «В чем разница между обычной торговлей и электронной коммерцией? В первом случае в сделке участвуют двое — покупатель и продавец. А во втором — до 10 участников, включая собственника интернет-площадки, где товар был размещен, интернет-провайдеров, банков, иногда провайдера электронной почты…», — говорит Ольшанский.
По его словам, пока в Украине отношения этих субъектов и их ответственность друг перед другом останутся неурегулированными, рынка электронной коммерции не будет. «То, что есть сейчас — это не рынок, это слезы. Наши предприниматели работают по принципу выездной торговли. Покупатель заказывает товар, его привозит курьер, который получает деньги», — резюмирует менеджер. Таким образом, пока товары в сети, скорее, рекламируются, нежели продаются.