Это лето обещает стать знаковым для украинского сегмента интернет-сети. Сразу два крупнейших не только на просторах СНГ, но и во всем мире, проекта объявили о том, что готовы открыть свои представительства в Киеве. На июль, к примеру, запланировано официальное открытие украинского офиса сервиса LiveJournal. Обещают, что состоится это действо на одном из столичных пляжей, куда пригласят блогерский бомонд со всей Украины.
Еще ранее о намерении открыть представительство в Киеве сообщил нам руководитель пресс-службы «ВКонтакте» Владислав Цыплухин. Ориентировочно сие долгожданное чудо произойдёт в начале августа. Естественно, это тоже не будет центр разработки – только отдел продаж и юристов. Возможно, появиться и менеджер по связям со СМИ и общественностью, больше лиц, ответственных за техническую помощь, что предоставляется пользователям и партнерам «ВКонтакте». Тогда это будет происходить намного оперативнее и с большей пользой.
Что значит открытие киевского офиса «ВКонтакте» для нас, пользователей соцсети и маркетологов различных компаний и рекламных агентств (помимо больших народных гуляний, вероятность проведения которых пока под вопросом)? Во первых, и это главное, заключение договоров будет производиться на порядок проще и быстрее. Качество обратной связи с представителями социальной сети для украинцев должно стать намного удобнее. Одним словом, российская социальная сеть обещает стать ближе и понятнее.
Единственный нюанс: «ВКонтакте» все еще имеет довольно несерьёзный статус в деловом украинском мире. Это очень серьёзный и важный вопрос, который самой популярной в СНГ соцсети нужно будет решать одним из первых, не откладывая в нижний ящик стола. Необходимо вести что-то вроде разъяснительной работы среди представителей брендов и представителей СМИ, дабы «ВКонтакте» воспринимался как взрослая и самодостаточная социальная сеть, которая умеет приносить полезных читателей и клиентов. В России репутация данного бренда намного выше и солиднее.
Отмечу, что украинский рынок выглядит для таких крупных брендов, как «ВКонтакте», довольно привлекательным. По итогам мартовского исследования компании InMind, численность украинцев в возрасте 15 лет и старше, использующих интернет не реже одного раза в месяц, выросла до 35% (по сравнению с 33% в конце 2010 г.). В абсолютных показателях эта аудитория составляет 13,9 млн пользователей. Из них 89,7% использует домашнее и/или рабочее подключение и операционные системы Windows. Важный факт: почти 30% украинских интернет-пользователей выходят в интернет с мобильного.
Украина, кстати, вошла в пятерку стран, интернет-пользователи которых активнее всего посещают социальные сети (Россия, кстати, в данном рейтинге оказалась на шестом месте с результатом 79%). Доля пользователей соцсетей от общего количества интернет-пользователей в нашей стране составляет примерно 81%. В Украине чаще соцсетями пользуются мужчины — 54,6%, женщины соответственно – 45,4%. Самыми активными оказались украинцы в возрасте от 16 до 24 лет (43% от общего количества), чуть меньше люди в возрасте 25-34 года (33%). Украинцы в возрасте от 35 до 44 лет тоже достаточно активны – 16%. Меньше всего активна возрастная группа 45-54 года – 8%. По данным медиагруппы «UniversalMcCann», больше всего украинцы пользуются именно социальной сетью «ВКонтакте» (и это не стало сюрпризом: как поведал нам Влад Цыплухин, 5 миллионов украинцев ежедневно заходят «ВКонтакте») – 16,3 млн. человек. Сетью «Одноклассники» пользуется 8 млн. украинцев, «Facebook» -1,43 млн. и «LiveJournal» – 0,4 млн.
Многие украинские пользователи имеют аккаунты в 4-х социальных сетях (29%), 27% – в трех, 25% – в двух, 15% – в одной. 4% не зарегистрированы ни в одной из них. Это данные, которые были представлены Людмилой Булавкиной с «Одноклассников», которые, как мне кажется, недооценивают роль представительства в Украине.
Отдельная тема – ситуация с Facebook. С одной стороны, рост украинцев там поражает воображение. В Facebook сегодня зарегистрирован каждый десятый украинский интернет-пользователь. По данным Facebook, всего лишь за два последних месяца украинская аудитория социальной сети выросла на 25%. В настоящее время в ней зарегистрировано 1 млн 250 тыс. человек, указавших Украину своей страной проживания. Еще 10 января это число составляло 1 млн, а рубеж в 500 тыс. и вовсе был достигнут в средине августа прошлого года. С другой стороны, и украиноязычная версия сайта и качество обратной связи для человека, плохо знающего английский язык, оставляет желать лучшего. Не смотря на то, что Facebook и рассчитывает на дальнейший прогрессирующий рост количества украинцев в своей соцсети, должного внимания украинскому рынку он не уделяет. Достаточно взглянуть на группу «Представители Facebook в Украине», официально созданную специально для привлечения украинских пользователей: да, в марте там проводилась акция, по условиям которой, 60 пользователей социальной сети, которые привели больше всего друзей на Facebook, получили в подарок телефон Nokia C3. Но вот на вопросы тех самых «представителей» (почему участников акции назвали именно так – «большой-большой секрет») Екатерина Скоробогатова, которая и отвечает за развитие Facebook в России и Украине, отвечала, признаем, достаточно нечасто и неохотно. Что уж говорить о тех пользователях, которым не удалось получить высокий и почётный статус «представителей»…
Кстати, несмотря на то, что только 25% брендов имеют социальный сегмент, бюджеты брендов расширяются и в них изначально закладывают процент расходов на кампании в социальных медиа. Семьдесят два процента компаний, ведущих социальную политику, тратят минимум 10% своего маркетингового бюджета на социальные медиа и, по данным компании Nielsen-Community Engine, все только начинается (для сравнения следует сказать, что в 2009 году социально-активные позиции занимали 57% компаний). Самой распространенной формой социального продвижения остается медийная реклама на социальных платформах и постоянный «эффект присутствия» на Facebook. «Изменилось отношение к социальным медиа. Все большее количество компаний признают потенциал последних и начинают действовать более профессионально и со знанием дела. По данным исследования, в 2010 году только 35% компаний ссылались на недостаток знаний и опыта работы в социальных медиа, а в 2009 году величина была 53%, что свидетельствует о профессиональном росте и развитии», – говорит Стефан Джонсону (Stephen Johnson), директор по социальному сегменту в Community Engine. Этот рост знаний Джонсон связывает с более полным пониманием людьми того, что собой представляют социальные медиа, и осознание ими возможностей и новых перспектив в плане общения с покупателями и потенциальной целевой аудиторией. «В конце концов, социальные медиа имеют отношения к привлечению контингента. Через этот канал коммуникации компании могут гарантировать себе особую связь с покупателями и построение двусторонних взаимоотношений принципиально нового уровня, о котором раньше можно было лишь мечтать». По мнению Джонсона еще большего успеха можно достичь, если создать отдельные рабочие ячейки для персонала, который будет заниматься имиджем компаний в социальных сетях и отстаиванием их интересов. Сегодня только 8% компаний имеют в штате специально обученный персонал, работающий с социальными платформами.
Кстати, пресс-секретарь «ВКонтакте» то ли шутя, то ли всерьёз заявил: «Я вообще думаю о том, чтобы под флагом «ВКонтакте» выстроить сеть SMM-клубов. Начну, пожалуй, с Киева». Если это правда и соцсеть начнет предлагать рынку собственных SMM-щиков, то рекламным агентствам работы немного поубавиться…