В связи со стремительным ростом популярности онлайн-покупок, банки усилили контроль за расчетами в интернете посредством платежных карт.
Платежные карты уже давно снискали репутацию очень удобного, но и в то же время небезопасного платежного инструмента. Тем не менее, количество украинских пользователей сети интернет неуклонно растет, поэтому «пластик» так и остается наиболее распространенным способом оплаты за покупки и услуги в интернете. Однако банки тоже не дремлют и все сильнее «закручивают гайки» держателям платежных карт. «Для предотвращения случаев мошенничества, банки усилили контроль за карточными платежами, которые осуществляются в Интернете. Причем это коснулось как личных карт, так и карт ВИП-сегмента, потому что именно с помощью них совершается большая часть операций», — подчеркивает заместитель председателя правления Сбербанка России Игорь Ломаков.
Операции, которые могут вызывать сомнения у банка, бывают самыми разными. Один из основных критериев, на которые опираются банки, отслеживая платежи – это нетипичность и нехарактерность трансакции для конкретного клиента. Например, если держатель карты совершает «мелкие» операции, в его случае подозрительным может стать даже один, но крупный платеж. «Также подозрительным считается совершение большого количества операций в интернете на разных сайтах за короткий промежуток времени», — говорит Елена Бражник, директор департамента карточного бизнеса «СЕБ Банка». Поэтому, чтобы изначально снизить риски от онлайн-платежей, некоторые банки изначально вообще блокируют любые операции по платежным картам в Интернете. И для того, чтобы снять это ограничение, клиенту придется либо сделать запрос в call-центр банка, или потратить время на визит в отделение и написание заявления. Плюс ко всему, в некоторых банках при каждом онлайн-платеже необходимо звонить в банк и просить снять ограничение. «Также у каждого банка существует перечень тех сайтов, которые уже утратили возможность проведения операций с картами либо зарекомендовали себя плохо и имеют негативную историю/репутацию», — отмечает Игорь Ломаков.
В том случае, если платеж вызывает подозрения, банк, как правило, поступает следующим образом: сотрудники финучреждения пытаются дозвониться клиенту, и уточнить, действительно ли он проводит или провел трансакцию, запрашивая при этом подробности платежа (дату проведения, сумму, назначение, получателя). «Если связи с клиентом нет, то, согласно договору устанавливаются «нулевые лимиты» на операции без присутствия карты», — рассказывает член правления по розничному бизнесу банка «Форум» Кшиштоф Кужьбик.
Некоторые банки используют специальные «поведенческие модели» для определения уровня рисков трансакций по платежным картам . «Эта система удаленно в момент совершения трансакции автоматически определяет, что какая-то трансакция является нетипичной для клиента и рисковой, и может в режиме реального времени отклонить ее, не допуская мошенничества или потери средств», — объясняет Дмитрий Крепак, заместитель председателя правления ПУМБ. В крайнем случае, банк имеет право и вовсе полностью заблокировать карту до выяснения деталей операции.
Также стоит учесть, что на все операции по картам, и онлайн-платежи в том числе, банки устанавливают лимиты. У каждого банка ограничения свои. В среднем максимальная сумма одного платежа, равно как и снятия наличности с карты, колеблется в пределах 1-5 тыс.грн. в сутки в зависимости от банка и класса карты. «При этом лимиты на суммы, количество операций и период использования лимита, в т.ч. выбор типа операции (банкомат, магазин, интернет) клиент может определить самостоятельно в зависимости от его потребностей», — говорит Андрей Моршнев, начальник департамента безопасности информационных технологий УкрСиббанка.