В последнее время российский поисковик Яндекс все активнее атакует украинский рынок, адаптируя свои сервисы для пользователей из Украины. Возможно, это – один из факторов, благодаря которым компания намерена привлечь как можно больше средств на IPO, куда Яндекс намерен выходить в ближайшее время. Об итогах последнего года работы в Украине, конкуренции с Google, качестве аудиторных исследований и тенденциях на рынке интернет-рекламы в интервью рассказал гендиректор компании «Яндекс.Украина» Сергей Петренко.
— Летом 2010 года Яндекс отчитывался о существенном увеличении присутствия в уанете за год. Насколько оно изменилось по итогам всего года?
— Итог 2010 года для Яндекса был очень приятным и неожиданным. «Впервые с момента сотворения мира» компания Google потеряла долю поиска в давно завоеванных странах – это произошло в Беларуси и Украине. Причем в Украине к трем областям, где, по разрезу нашей региональной статистики, доля Яндекса выше, чем у Google, добавилась четвертая. Теперь это Донецкая, Луганская, Полтавская и Сумская области.
По всей стране, по данным LiveInternet, наша доля поиска за год выросла примерно с 20,5% до 27%. Мы ориентируемся на LiveInternet, потому что это наиболее достоверный из представленных на рынке независимых счетчиков. Ведь внутренняя статистика порталов – источник зачастую не очень корректный. А аудиторных исследований у нас, к сожалению, совсем немного.
— Тем не менее, аудиторные исследования в Украине есть и широко используются. Как вы оцениваете их качество?
— Среди исследователей интернет-аудитории явный лидер рынка, признанный де-факто отраслевым стандартом в Украине – Gemius. Тем не менее, исследование Gemius не идеально. Так, оно не включает в себя сайты, которые не поставили себе счетчики этой компании. К тому же, исследование вынуждено опираться на данные стороннего социологического исследования GfK, а оно охватывает не все типы населенных пунктов Украины.
Что же касается второго игрока на этом рынке – InMind, – то у этой компании небольшая панель. Следовательно, объективно судить по ее данным о тенденциях в уанете сложно. Это подтверждается, например, неестественно высокими показателями Facebook. InMind говорит о 50% охвате Facebook в Украине. То есть, если считать, что в Украине 12-13 миллионов пользователей интернета (в частности, по данным Gemius), то получается, что число пользователей Facebook в Украине больше 6 миллионов. При этом сам Facebook заявляет о цифре в чуть больше миллиона украинских пользователей.
— Украинская ассоциация интернет-рекламы собирается вот-вот провести тендер на новое исследование. Что вы знаете о его потенциальных участниках?
— Насколько я знаю, предложения не будут ограничиваться одними лишь Gemius и InMind. Сильно развивается СomScore – он сейчас есть в России и, что вполне вероятно, дойдет до нас. Возможно, примет участие «TNS Украина». Рынок становится больше, и новый тендер может дать толчок дальнейшему развитию исследований.
— То есть Gemius может стать уже не главным на рынке измерений?
— Безусловно, у этой компании есть наработанный авторитет. Поэтому вряд ли кто-то скажет: «Все, с сегодняшнего дня мы Gemius не верим». Кроме того, даже если в новом тендере победит кто-то другой, данные появятся довольно нескоро. Ведь нужно будет провести установочное исследование, построить инфраструктуру. К примеру, InMind «разворачивался» около восьми месяцев и продолжает до сих пор. Еще в августе 2010 года они говорили, что к 1 января, к моменту запуска платного доступа к исследованию, произойдет увеличение панели до 5 тыс человек. Но этого до сих пор не получилось сделать.
— Вы отметили стремительный рост объема рынка интернет-рекламы в Украине. Какой прогноз Вы можете сделать относительно его объемов по итогам 2011 года?
— Я не могу делать таких прогнозов, прежде всего потому, что наша компания не является типичным представителем украинского рынка интернет-рекламы. Большая часть рынка – медийная реклама. А у Яндекса медийка дает лишь 10% от оборота компании. Поэтому судить по себе мы не можем.
— Как вырастет контекстная реклама, которая является основной составляющей вашего бизнеса?
— Надеемся, что будем продолжать расти. В конце 2008 – начале 2009 года был момент, когда рост слегка приостановился. Сейчас же мы знаем, что планомерно растем. Однако нам очень сложно рассуждать о доходах в Украине, потому что в интернете нет границ. Клиенты никак не привязаны к офису Яндекса в своей стране и мало чем ограничены в действиях. Будучи клиентом Яндекса, можно, например, вести рекламу с таргетингом на одну страну и платить за нее кредитной картой другой страны. Какому офису приписать эти доходы? Зарегистрировав у нас аккаунт, клиент привязывается к определенной валюте, но и только. Ничто не мешает ему зарегистрировать еще несколько аккаунтов.
Кроме того, мы теперь даже внутри компании не делаем годовых прогнозов. Ведь растем не только мы – ежегодно на десятки процентов увеличивается и аудитория уанета. Более того, растет объем интернет-рекламы в расчете на одного пользователя. Если раньше в Украине это было меньше 1 доллара (2006 – 2007 годы), то сейчас, исходя из оценки рынка УАИР, этот показатель подбирается к 2 долларам. Поэтому при бюджетировании мы ограничиваемся трехмесячным периодом.
— В своем интервью «МедиаБизнесу» осенью 2010 года руководитель киевского офиса продаж Александр Тисменецкий говорил о том, что компания хотела бы удвоить обороты по итогам года и вернуться к докризисным темпам. Насколько это удалось?
— Александр говорил немного о другом – о намерении вернуть докризисную тенденцию, когда мы быстро росли, и наш оборот ежегодно удваивался. Но дело не в этом. Честно говоря, после летнего заседания совета директоров Яндекса (которое, кстати, проходило в Киеве) мы осознали, что относить наши результаты к тому или иному региону стало еще сложнее. Стало понятно, как я уже и говорил, что у нас нет корректных цифр, чтобы сказать, насколько выросла «Яндекс.Украина» за определенный отрезок времени. А ведь помимо Украины у Яндекса есть еще и Беларусь, где даже нет отдельного юрлица – только прямые договоры московского офиса с несколькими местными агентствами. Похожая ситуация и в Казахстане. Как считать рост там? И недавно мы решили отказаться от подсчета показателей по отдельным регионам. Если же говорить о компании в целом, то по итогам 2010 года консолидированная выручка Яндекса составила 410 млн долларов. Рост по отношению к 2009 году в рублях – 43%.
— Какого характера задачи ставятся перед киевским отделом продаж, если вы не выделяете украинский рынок?
-В начале работы киевского офиса продаж его финансовые показатели не были главными; основная задача состояла в построении и развитии команды, привлечении первых клиентов и начале работы с ними. Теперь же мы ставим перед менеджерами и «денежные» планы. У каждого свой план, зависящий от той части работы, которую выполняет сотрудник. На основании личных планов менеджеров проводится общее планирование.
— Сколько клиентов удалось привлечь киевским менеджерам за время работы офиса продаж?
— За это время и у киевского, и у одесского офисов появилось несколько сотен клиентов. Надо сказать, что одесский офис обслуживает больше клиентов (и сотрудников там, соответственно, больше) – сфера деятельности между отделами поделена так, что Киев и область достаются местному отделу продаж, а вся остальная Украина – Одессе.
— Какие сегменты рекламодателей идут к вам в последнее время?
— Мне сложно выделить конкретные «проснувшиеся» сегменты. FMCG, несмотря на ожидания рекламных площадок, пока особо не идет. Сейчас лидирующий сегмент в контексте – это продавцы товаров не повседневного спроса, таких как пластиковые окна, бытовая техника, книги, программное обеспечение, турпутевки и пр., а также банки. Их маржа достаточна, чтобы окупать контекстную рекламу, которая рассчитана на привлечение конкретного покупателя.
— Если говорить об FMCG, то как, на Ваш взгляд, он будет вести себя в интернете в ближайшее время?
— В контекст этот сектор в скором времени вряд ли придет. Ведь у его компаний очень небольшая маржа, и они обычно окупаются исключительно благодаря обороту. Поэтому расходы на приведение одного покупателя, хотя бы и за минимальную ставку в контексте, того не стоят. Этот сектор будет идти в медийку, да и то с опаской. Ведь интернет как канал в Украине до сих пор не стал более массовым, чем ТВ.
— Тем не менее, многие в последнее время говорят о слиянии ТВ и интернета в разных контекстах – и рекламных продаж, и самих медиа. Каким вы видите такое слияние в Украине?
— Сегодня заметное слияние интернета и ТВ происходит в Америке. Но стоит учитывать, что охват обоих медиа там почти одинаков.
В Украине ТВ пока вряд ли будет активно идти в интернет, потому что у нас другой охват интернета и технический уровень сетей. Например, в 2010 году в ЮАР проходил Чемпионат мира по футболу. Телеканал ICTV пытался показывать его матчи онлайн. В итоге транляция постоянно «ложилась», и смотреть футбол было практически невозможно.
Для того, чтобы ТВ активно начало сливаться с интернетом, охват последнего должен существенно превышать половину населения страны.
— Есть ли у Яндекса какие-то планы относительно конвергенции с ТВ?
— В конце прошлого года мы создали виджет для LCD-телевизоров и Blu-ray плееров LG. Работаем и с IPTV-устройствами. Например, больше года назад мы запустили виджеты Яндекса для IPTV-приставок провайдеров Comstar и Beeline. Мы готовы общаться и с другими операторами подобных услуг, чтобы адаптировать наши сервисы под их устройства. (Это, кстати, не обязательно устройства для просмотра ТВ – так, в прошлом декабре Яндекс появился на экране бортового компьютера автомобилей BMW.)
— Как Вы оцениваете перспективы Google с проектом Google TV?
— В моем понимании, Google TV выглядит как телевизор с установленной ОС Android, в котором есть определенное количество сервисов. Пока делать выводы относительно перспектив проекта очень сложно. Но я не думаю, что в результате Google TV станет каким-то прорывом. Это просто появление интернета в еще одном месте.
— Сейчас в прессе активно обсуждается выход компании «Яндекс» на IPO. Как он скажется на компании «Яндекс.Украина»?
— Этот вопрос не ко мне, а к головной компании – я ведь отвечаю за «Яндекс.Украина», а не весь Яндекс в целом. Вы же не спрашиваете у Дмитрия Шоломко (представитель Google в Украине), по какому курсу сейчас торгуется Google на Нью-йоркской бирже. А отдельно от головной компании «Яндекс.Украина» точно никуда не собирается.