Александр Ольшанский был обычным предпринимателем-челноком, пока в 1999 году не вложился в интернет-бизнес. Теперь он – признанный гуру Уанета, руководит холдингом «Интернет Инвест», куда входит несколько проектов. Пожалуй, самый известный из них – регистратор доменных имен Imena.UA.

Александр Ольшанский

1 апреля проходит третий ежегодный форум интернет-деятелей Украины (iForum), одним из организаторов которого является Александр Ольшанский. Журналист LB.ua Андрей Яницкий расспросил Александра Яковлевича об этом событии. А заодно задал вопросы о бизнесе в Сети, о социальных медиа, копирайте и многом другом.

— Александр Яковлевич, что такое iForum?

— Три года назад в начале марта позвонил мне Леша Мась (бизнес-тренер и создатель множества сайтов). «Слушай, – говорит. – Есть отличная идея. Давай соберем самую большую всеукраинскую конференцию. Первого апреля».

— Чтобы отшутиться, если не выйдет?

— Многие так говорили, но изначально – нет. Просто поставили ближайшую дату. Несколько дней поговорили, позвонили знакомым, потом знакомым в Москву. И решили делать. Меньше чем за месяц собрали почти 1500 человек. Хотя активно готовились только две недели! Причем собрали силами волонтеров.Мероприятие вышло бесприбыльное. Даже чуть-чуть убыточное. Билеты были крайне дешевые. Цель мы перед собой поставили: почитать нескучные доклады и попить кофе. И все получилось!Это был успех, люди потом говорили, что такой атмосферы 10 лет не видели.В 2010 году собрали уже 2500 человек, мероприятие было феерическое! Теперь думаем, что будет больше 3000.

— Форумов-то много разных. Чем ваш отличается?

— Мы ни при каких условиях не продаем спонсорские доклады за деньги. Доклады должны быть качественными. Темы не регламентируем – только делим их на четыре потока. Основная идея та же: люди, которые интересуются интернетом и онлайн-бизнесом, должны иметь возможность прийти, послушать, пообщаться друг с другом и с докладчиками. Атмосфера — предельно демократичная, все открыто, публично. В прошлом году только людей с бейджиком «пресса» было 260.В этом году будет бонус – профессиональное видео (в прошлом видео было, но среднего качества). Так участники смогут посмотреть любой из 60 докладов, даже если пропустили что-то важное.Мы снова привлекли волонтеров, потому цены на билеты вышли более-менее доступные – цены начинались со 120-150 грн. (чем ближе дата форума, тем дороже билеты, — LB.ua). Хотя за год все дико подорожало: оборудование, аренда зала и т.д. Если бы мы людям платили еще и за организацию, то билеты стоили бы в два раза дороже. А если бы мы хотели заработать, то в три раза.

— О чем будут доклады в этот раз?

— Мы докладчиков не ставим в рамки. Так удается точно следовать трендам. Все-таки 60 профессионалов ошибиться не могут. Сейчас очень сильный акцент – это социальные медиа. Причем доклады будут под совершенно разным углом. Как использовать. Как получить бизнес-выгоду. Как повлияет на обычную жизнь людей. То есть это некий феномен.

— 15 лет назад вы были 196-м или 197-м пользователем интернет. Сейчас аудитория интернета измеряется миллионами. Что вы можете сказать об украинском сегменте, как он развивается?

— Нельзя описывать только украинский сегмент, потому что интернет – это явление цивилизационного характера. Мы можем опаздывать в развитии или опережать мир на пару лет. Но волна настолько большая, что ни одна страна – ни США, ни Китай – не смогут сопротивляться. Это как изобретение электричества.Когда-то была промышленная революция, постиндустриальная технологическая революция… Изменится все. Если взять все доллары мира, и поставить штамп на тех, которые связаны с онлайном, то вы увидите следующее. Долларов в интернете сейчас не очень много – единицы процентов (хотя и это довольно крупные суммы). Но число растет с такой умопомрачительной скоростью, с какой никогда в истории не росла ни одна отрасль! Пройдет 10 лет, и это число перевалит за половину. Каждый второй доллар будет связан с интернетом.

— И сколько этих долларов сейчас крутится в Уанете?

— 99% денег украинского интернета – это рекламный рынок. На этот год он оценивается в $25-30 млн. Но еще в 2009 году мы говорили о $8-12 млн. Ощущаете темп роста? Есть трехлетний прогноз, по нему каждый год рынок будет расти на 60-100%. Я склоняюсь к более консервативной оценке – 60-70% рост. Но и это — цунами.В целом Уанет сейчас слаборазвит, у нас нет больших площадок. В мире основные финансовые потоки контролируют поисковые машины. Но уже сейчас каждый пользователь сети проводит в социальных медиа, скажем, 45 минут в день (цифры из головы). А на поисковых сайтах — 5 минут в день. Но пока поисковики собирают вот столько миллиардов рекламы (Александр тянет руку вверх, чтобы показать объемы, — LB.ua), а социальные медиа – вот столько (Александр складывает фигуру из трех пальцев, чтобы показать объемы, — LB.ua)! И многие люди начинают, исходя из этого расчета, понимать: сейчас что-то произойдет. Этот пузырь зреет-зреет-зреет, и скоро лопнет. Вообще же социальные медиа – такая штука, даже их создатели не до конца понимают, во что все это выльется.

— То есть денег пока в соцмедиа нет? Хотя появились же баннеры, какие-то сервисы?

— Проблема монетизации социальных медиа существует. Они еще не придумали свою модель. Но это нормально, ведь Google тоже долго шел к этому. Модель монетизации Google стала более-менее понятна только к 2003 году (домен был зарегистрирован в 1997 году, — LB.ua). Удивительно, но основным инструментом монетизации сейчас оказались игры. Скорее даже не игры, а приложения. И реклама, скорее всего, будет идти через приложения. Но какими именно будут средства рекламы, средства воздействия на потребителя в социальных медиа – до сих пор непонятно. Это будет одной из тем форума. Интересно послушать людей из более развитых стран, чтобы понять, что нас ожидает. Кстати, игры вообще часто являются первопроходцами. Когда компьютеры только начинались, на них что делали? Считали зарплату и играли в арканоид! Так что игры – первопроходцы.

— По ТВ когда-то показывали американские холодильники, которые умеют заказывать продукты самостоятельно. Где еще интернет пригодиться может?

— Холодильники — это чушь, конечно. А ответ на ваш вопрос: везде.

— ???

— Вот зачем вы пишете меня на этот диктофон, потом будете файл сливать куда-то, расшифровывать. Почему вы не отдаете звук напрямую в интернет? Почему интернет его сам не распознает, не расшифровывает…

— Не пишет статью?

— А чего вы смеетесь? Если мы говорим о социальных сетях, то почему какой-нибудь волонтер не расшифрует это интервью прямо сейчас, удаленно? Вы бы с ним гонораром поделились, а он бы вам помог. То есть ответ на ваш вопрос: везде. Интернет будет везде.Более того, интернет меняет социальное поведение. Мы сделали сервис для покупки товаров через интернет (речь идет о Kabanchi.com, — LB.ua) и сразу обнаружили модель поведения, которой не существует в реальной жизни. Жена заказывает продукты в магазине, а муж забирает пакет. Но при этом он даже не знает, что в этом пакете лежит. То есть он не ходит со списком по супермаркету. Приехал и забрал.Так что все области нашей жизни будут подвержены интернетизации и социализации.

— В чем секрет популярности соцмедиа? Вы для себя нашли ответ?

— Есть у меня такая теория. Сейчас на Земле одновременно живет больше людей, чем жило за всю историю человечество за последние 5000 лет. Суммарно. То есть живых людей больше, чем умерших за это время. До начала ХХ века мир был маленький. И социальные механизмы работали иначе. Сейчас идешь по городу, и никого не знаешь (хотя иногда тяжело сходить в ресторан, чтобы не поздороваться). Существует теория «шести рукопожатий», что каждый знает каждого через шесть людей. А раньше была другая формула. Не знаю какая, может, «три рукопожатия». Но даже в городах люди знали друг друга по крайней мере в лицо. Социальный механизм работал так, как сейчас он работает в большом селе… И первый заметный скачок в общении произошел с появлением телефона. Он резко расширил круг общения. Это было изобретение, которое снова сделало мир чуть меньше, компенсировало рост населения.Социальные медиа, похоже, делают тоже самое. Мир опять сожмется. За счет новых способов общения мы снова вернемся в ситуацию, когда вы человека либо знаете, либо знаете кого-то из его френдов. Пример: оргкомитет форума. Нужен нам кто-то из известных людей. Например, Волож (Аркадий, гендиректор «Яндекса», — LB.ua). Кто знает Воложа? Никто не знает. Ну хорошо, отправьте по френдам вопрос… И мы находим, то есть мы сегодня можем найти любого человека.

— Вы говорите, что почти все деньги в Сети – это реклама. И потому на этом рынке огромное значение имеют компании, которые исследуют аудиторию. На рынке ТВ, в прессе существует по одной крупной исследовательской компании. А Уанет меряют сразу две: Gemius и InMind. Кому верить?

— С течением времени мы начнем доверять кому-то одному, но сейчас лидера нет.

— В России интернет меряет TNS вроде бы?

— Мы обращались к ним, но цена была запредельной. Когда наш рынок вырастет, что-то изменится. Но пока остаются два игрока.Gemius и InMind изначально были разными по методологии. InMind шел с традиционной социологией. А Gemius, скажем, считал по счетчикам. Сейчас они все больше технологически сближаются, и данные у них все меньше расходятся.Но переоценить то, что сделал InMind для украинского рынка, – очень тяжело… 8-12 млн пользователей в Украине – это еще ладно. А вот исследование того, что эти пользователи контролируют больше половины покупательной способности страны, – куда важнее. Ради этого стоило проводить исследования много лет.

— Рекламодатели доверяют этим цифрам?

— Абсолютно. Я не знаю рекламодателя, который бы им не верил. Другое дело, как дотянуться до этих людей, как с ними работать.

— Часто рекламодатель несет деньги на сайты, где нет своего контента, а весь трафик – покупной. Разве такая реклама эффективна?

— Это быстро пройдет. Это процесс обучения рекламодателя. Пока в его бюджете затраты на интернет занимают сотые доли процентов, он не вникает. Как только на интернет будет уходить солидная доля рекламного бюджета, он одумается. Он пойдет учиться, пойдет на iForum…

— Какие сайты сегодня самые привлекательные для рекламодателя?

— Сейчас будет перекос в сторону мировых гигантов – Google, Яндекс и т.д. Но потом деньги вернутся на локальные ресурсы. Потому что у глобальных игроков цены формируются по аукционному методу, и они будут постоянно расти. В какой-то момент затраты на рекламу в Google будет неоправданно высоки, и деньги пойдут на другие площадки, на местные. Так везде происходит, во всех странах.

— То есть украинцы еще могут создать успешный сайт, который потеснит гигантов? В какой же сфере?

— А может ли украинский ученый совершить мировое открытие? А в какой сфере? В общем, вопрос… Может, конечно. И уровень образования в стране позволяет, и уровень проникновения интернета. Все шансы у нас есть.

— Как интернет-СМИ, нас интересует судьба конкурентов. Что будет с принтом?

— Принт умрет. Есть разные прогнозы. Но все они сходятся примерно к 2030 году. Моему ребенку 13 лет – он не помнит себя без интернета. То есть люди 1994-95 года рождения уже не помнят жизнь без интернета. Точно также вы не помните жизнь без телевизора или без телефона. Хотя было же такое время?! То есть физически принт будет вымирать вместе с поколением людей, которые не помнят жизни без газет. Наши дети могут представить мир без газет, а мы – не можем.

— Насчет детей. Правительство тут задумало всех детей обеспечить нетбуками и 4G-интернетом. Идея нравится?

— Я типичный правый консерватор. Правительство должно создавать условия для бизнеса, бизнес должен платить людям зарплату, а люди должны покупать своим детям нетбуки. В этом случае гривна, которую бизнес заплатит работнику, останется гривной. А если бизнес даст гривну чиновнику, то до работника в лучшем случае дойдет 5 копеек. Слишком длинная цепочка. Все захотят заработать: и школа, и чиновник, и производитель нетбука… Государство в этом смысле – самый плохой менеджер. Если уж так хочется, дайте льготы бизнесу. Пускай он эти нетбуки покупает в счет каких-то налогов. По крайней мере гривна останется гривной. А если сперва собрать, а потом поделить – это от гривны 5 копеек останется.

— Сейчас идет кампания против воровства в интернете. Вы за копирайт или за копилефт?

— Режим копирайта, который существует, несовместим с современными технологиями. А в битве между техническим прогрессом и законами всегда побеждает прогресс. Сейчас будет также. Концепции копирайта – чуть больше 100 лет. И, на мой взгляд, копирайт никакого отношения к имущественным правам не имеет. Говорить, что скачанная программа – это такое же преступление, как воровство… Так говорить – это манипуляция.

Имущественное право было всегда, по крайней мере, все время, что существуют письменные источники. И в Библии есть упоминания. А вот интеллектуальному праву всего 100 лет. Это некое нововведение. Попытка свести информационные права с имущественными. Но ведь очевидно, что это не так. Если вы украли телефон со стола, то у вас он появился, а у меня – исчез. А если вы скачали текст, то он есть и у вас, и у меня. Если я купил телефон, а он оказался плохим, то я его верну по гарантии. Если я прочел вашу статью, а она вышла плохой, я вам ее никак не верну. Вы же мне время никак не компенсируете, верно?

Возможно, на каком-то этапе концепция копирайта работала, стимулировала интеллектуальный труд. Было такое общественное соглашение. Но сегодня эта концепция не работает. Как ее изменить? Тут, наверное, надо быть Нобелевским лауреатом. Но я точно знаю, что копирайт в том виде, в каком он существовал последние 20-30 лет, устарел и больше не может выполнять свою основную функцию — способствовать более быстрому развитию общества и внедрению технологий в жизнь для достижения прогресса.

Источник

Добавить комментарий