Как изменилась стоимость, качество и предложение мобильного банкинга в Украине за последние два года, от чего зависит развитие этой услуги и в каком направлении оно будет происходить…
Вадим Грыцюк, советник председателя правления БМ Банка:
Все современные банки, предоставляющие клиентам розничные услуги, стремятся максимально развивать системы самообслуживания, в том числе, и мобильный банкинг. Преимущества такого подхода заключается в том, что операционное обслуживание в каналах самообслуживания несоизмеримо дешевле обычного в сети отделений. Кроме того, системы самообслуживания позволяют резко увеличивать количество обслуживаемых клиентов, не привлекая дополнительные ресурсы в банковскую структуру.
За последние два года изменилось качество этой услуги. В первую очередь, это обусловлено изменением качества мобильных телефонов. Так, если говорить о коммуникаторах последнего поколения, которые поддерживают полноценный высокоскоростной выход в интернет, то в этом случае клиент получает услугу, ничем не отличающуюся от интернет-банкинга.
Все основные недостатки мобильных банкингов связаны, прежде всего, со свойствами мобильного телефона, который в данном случае можно рассматривать, как конечное устройство, предоставляющее ограниченные возможности интерфейса пользователю. Например, если в телефоне нет полноценной клавиатуры для быстрого ввода буквенно-цифровой информации, то вряд ли клиент сможет успешно пользоваться транзакциями, предусматривающими ввод большого количества информации. Такой телефон можно будет использовать в основном для предоставления информации о платежах и состоянии счетов, и выполнять операции, требующие простого ответа (да, нет).
Каждый банк индивидуально подходит к тарифам на свои услуги. Как правило, тарифами в каналах продаж и обслуживания банки регулируют потоки клиентов. Например, если банку необходимо, чтобы клиенты начали обслуживаться по какому-то продукту самостоятельно, а не в отделениях у сотрудников банка, то банк снизит тарифы на транзакции в зонах самообслуживания, системах дистанционного обслуживания и повысит тарифы на обслуживание в кассах банка. Если говорить о мобильном банкинге, то при правильном построении системы самообслуживания мобильный телефон можно рассматривать как одно из устройств, которое подключено к системе самообслуживания, наряду с интернетом, информационным киоском, банкоматом. Поэтому нельзя определить какую-либо общую тенденцию в колебании цен на этот вид дистанционного обслуживания. Скорее всего, стоимость мобильного банкинга включена в какой-то пакет, предоставляемый клиенту в рамках продуктового ряда банка.
Если говорить о прогнозах, то, скорее всего, в недалеком будущем мобильный телефон станет одним из основных инструментов идентификации клиента при доступе к банковским ресурсам и проведении платежей и, возможно, заменит платежную карту. Это, конечно не произойдет в 2011-2012 гг. однако с развитием беспроводных коммуникаций и совершенствованием мобильных телефонов появится возможность иметь в одном маленьком переносном устройстве огромную вычислительную мощность и осуществлять он-лайновые транзакции с удаленными серверами и центрами обработки данных по всему миру. Тарифы, скорее всего, будут снижаться за счет того, что услуга будет становиться все более массовой, и банки будут предлагать клиентам проводить операции, не связанные с открытием счета, дистанционно. Это в свою очередь создаст удобство для клиентов и снизит операционные затраты на обслуживание клиентов.