Около двух недель назад Национальный Банк Украины обратился к банкирам и их клиентам (нам с вами, проще говоря) с призывом не пользоваться услугами системы Webmoney, потому что она не утвердила правила своей работы в НБУ. Имел ли право он так поступать? А если да, то как это может отразиться на работе Вебманей и нас с вами, рядовых пользователях?
Давайте разберемся, что именно вызвало недовольство чиновников из НБУ. За прошлый 2010 год Вебмани славно потрудились и реализовали возможность пополнения кошельков через банкоматы и кассы банков, наладили прием банковских платежей для предприятий и вывод WMU на карты любых украинских банков. Был организован даже совместный с БМ-Банком выпуск пластиковых карт для моментального обналичивания WMU через банкоматы. Все на благо пользователя. Кроме комиссий, конечно.
С точки зрения Нацбанка, как регулятора банковского сектора, такое активное сотрудничество с банками организации, подчиняющейся «не пойми-кому» и зарегистрированной в оффшоре, крайне нежелательно. И прежде всего потому, что он не может никак контролировать ее деятельность. По логике Нацбанка, Webmoney должна пройти регистрацию, как платежная система или эмитент электронных денег (а в этом случае ей придется «лечь» под какой-нибудь банк, потому что согласно постановлений НБУ, только банки могут выпускать электронные деньги).
На самом деле это уже не первое «последнее китайское предупреждение». Еще в 2008 году НБУ издал постановление о том, что организациям, выпускающим электронные деньги и не являющимся при этом банками, надлежит зарегистрироваться в течение года. Все страшно испугались, а WM даже в ус не дули. «О каких электронных деньгах речь?» — возразили они. «Мы просто выдаем долговые расписки и принимаем их обратно в обмен на деньги».
С этим склонны соглашаться независимые юристы: Webmoney действует в рамках Гражданского Кодекса и даже если она обратится в НБУ с просьбой о регистрации, это не будет означать что в своем нынешнем статусе она действует незаконно. Таким образом, фактически, деятельность WMT лежит вне сферы компетенции НБУ, и все-таки в рамках правового поля. Отчего же тогда регулятор никак не уймется?
По данным еще 2008 года, на долю Webmoney приходились более 2/3 электронных платежей. Согласитесь, это сильный аргумент, против десятка официально зарегистрированных Нацбанком и тем не менее, еле живых систем. При этом общеизвестно, что платежи через Webmoney налогом не облагаются, подача декларации целиком остается на совести пользователей (не за это ли мы и любим вебмани?).
Проще говоря, с точки зрения НБУ, Вебмани — это теневой финансовый рынок, не подчиняющийся государственному регулированию, в котором может происходить черти-что, от отмывания денег и сокрытия налогов, до бесконтрольной эмиссии виртуальных обязательств, не подкрепленных реальными деньгами, что в реальной экономике чревато самыми печальными последствиями, бороться с которыми прямая обязанность НБУ.
Какие меры воздействия может применить Нацбанк по отношению к WM? Да по сути, никаких. Зато он может применять санкции к банкам-партнерам системы, вплоть до лишения их лицензии. А вот это уже серьезно. Никому не хочется бодаться с регулятором. И скорее всего, именно поэтому Webmoney стремится получить официальный «одобрямс» от чиновников, чтобы не зарезать дойную корову — ведь в последнее время система взяла серьезный курс на сотрудничество с украинскими банками.
Спустя несколько дней после скандального обращения НБУ, Webmoney снова заявили, что никаких дополнительных согласований использование системы WebMoney Transfer в Украине не требует. «WebMoney Transfer» – это не конкретная компания, а международная технология. В каждом государстве этой технологией пользуются компании, которые работают в рамках законодательства своей страны«, — сообщили изданию «ЛIГАБiзнесIнформ» в пресс-центре WebMoney Transfer в Украине.
И в то же время известно, что Webmoney Украина подавала в НБУ документы на рассмотрение. Процесс их рассмотрения сильно затянулся, а 16 декабря 2010 года и вовсе был приостановлен распоряжением НБУ N627-р «до урегулирования их деятельности законодательством Украины». При этом, закона об электронных деньгах в Украине нет, а есть Положение Нацбанка, гласящее, что выпускать их имеют право только банки, получившие такое разрешение в НБУ.
Как видим, ситуация практически патовая. Обе стороны сердито надувают ноздри, не имея реальных рычагов воздействия друг на друга. В сложившейся ситуации остается либо ждать принятия Закона, который бы удовлетворил требованиям обеих сторон (на что, скорее всего, надеются Вебмани), либо продолжать соблюдать шаткий статус кво до тех пор, пока не будет найден способ эффективного воздействия на Вебмани (на что, очевидно, рассчитывают украинские чиновники).
Маловероятно, что нам, пользователям, каким-либо образом запретят пользоваться такими привычными вебманями. Но вот опасность того, что пуповину, протянутую от них к банкам могут перерезать, а торговцы, принимающие вебмани, попадут под пристальное внимание налоговых инспекторов, кажется более вероятной. В любом случае, точку в этой истории ставить пока рано, и мы надеемся на ее благополучное разрешение.