Пользуясь этой услугой уже почти 2 года, удалось сложить о ней довольно четкое представление и вполне конкретное мнение. Причем, проверив, как это работает не у одного, а у нескольких банков. И нужно сказать, что кроме массы преимуществ онлайн-банкинг имеет изрядное количество досадных недостатков.
Самое главное положительное качество интернет-банкинга – это, конечно же, возможность держать руку на «пульсе» своих счетов и сбережений из любой точки мира. Главное условие – иметь под рукой компьютер, ноутбук, коммуникатор и доступ интернет. С их помощью можно управлять деньгами как угодно: проводить различные платежи, перечислять средства родственникам, друзьям, и даже покупать валюту или драгоценные металлы.
Второй важный «плюс» банковских онлайн-услуг – это возможность свести несколько счетов «в кучу» и оптимизировать семейный бюджет. Например, часть средств оставить на платежной карте, часть – на текущем счету и еще часть перевести на депозит, регулярно (например, раз или два в месяц) пополняя его. При этом, не нужно бегать в банк, выстаивать длинные очереди, ругаться с кассирами, тратя на все это уйму времени и нервов. На все упомянутые процедуры в системе интернет-банкинга уйдет 10-15 минут максимум.
Очень нравится защищенность операций. Платежам с помощью обычных банковских карт через интернет до такой безопасности еще расти и расти. Отечественные банки в основном используют 3 вида защиты: с помощью электронно-цифровой подписи (аналог собственноручной подписи на бумаге, которая зашифрована числовым кодом и не может быть подделана), разовых паролей (для них обычно требуется специальный генератор) и смс-подтверждений, которые близки по принципу действия к удостоверению разовыми паролями. И если относиться к своим личным данным для доступа в систему интернет-банкинга, не допуская к ним чужих лиц, риск мошенничества практически сведен к нулю.
Также к «плюсам» онлайн-банкинга можно отнести его постепенное эволюционирование, касающееся увеличения не только количества банков, предоставляющих данную услугу, но и расширение именно ее возможностей. Самые новые тенденции – это возможность сделать заказ на открытие депозита, кредита, счета или выпуска платежной карты через онлайн-банкинг. Опять же, экономия времени и сил.
Ну и, разумеется, цена. Мало того, что многие банки подключают к своему сервису бесплатно, так и стоимость трансакций «смешная» – в пределах 1-5 грн. за платеж, в то время как при проведении операции в кассе банк затребует до 5-20 грн., а иногда – и немалый процент от суммы платежа, в районе 2-3%.
Казалось бы, интернет-банкинг отличная и удобная вещь, но, без ложки, а вернее, нескольких ложек дегтя не обойтись.
Во-первых, полнофункциональную услугу предоставляет чуть более десятка банков. То есть, имеется в виду, когда интернет-банкинг позволяет не только посмотреть состояние счета и его динамику (это можно сделать и в банкомате и с помощью мобильного телефона), а осуществлять полный спектр платежей, что является ключевым свойством онлайн-банкинга. Во-вторых, стоимость услуги минимальна, но не всегда. Например, некоторые банки взимают регулярную абонплату, которая в год может достигать 100-500 грн., а это уже явно невыгодно. Особенно для тех пользователей, которые не пользуются интернет-банкингом активно. В-третьих, некоторые функции сервиса зачастую требуют хороших, продвинутых знаний компьютера. Например, выпуск ЭЦП даже для опытных пользователей довольно непростой процесс. В-четвертых, для услуг интернет-банкинга тоже существует такое понятие как операционный день. Поэтому, теоретически платеж можно совершить и в 3 часа ночи, но фактически он будет проведен только во время банковского дня. Ну и в-пятых, онлайн-банкинг все же не заменит многих услуг «в реале». Это касается как оформления депозитов и кредитов (виртуально можно послать только заявку, но договор придется подписывать в офисе), так и получения документального подтверждения трансакций.
К слову, иностранные банки в плане онлайн-услуг ушли далеко вперед. Имея доступ к своему счету через интернет, клиент может провести любую операцию: от платежа в другую точку планеты и до заказа билетов или брони отеля. В этом плане отечественные банки пока что отстают, и, скорее всего, будут отставать еще довольно долго, так как со стороны населения отсутствует спрос на многие нестандартные услуги, это раз (большинство привыкло платить в кассе, и точка!). Да и законодательство не позволяет довести украинский банковский сервис до европейских аналогов. Например, урегулировать банальное открытие счета дистанционно, без присутствия клиента.
Поэтому, все это делает интернет-банкинг интересной, но пока что далеко не идеальной услугой.