Завтра компании «Мета-Украина» исполнится 12 лет. Пионер среди отечественных веб-порталов в прошлом году, как и большинство на рынке, в полное мере ощутил влияние кризиса и вынужденно сократил инвестиции на развитие. Сейчас «Мета» планирует вернуть их на докризисный уровень. О том, какие сервисы, будет развивать портал, доходах компании и маститых конкурентах в интервью рассказал Алексей Чуксин, директор по маркетингу компании «Мета».
— Как на компанию повлиял кризис? Вы уже вышли на докризисные показатели?
— Большие изменения произошли в структуре доходов. В минувшем году уменьшилась доля крупных рекламодателей. Но, в то же время, больше внимания рекламе в интернете стали уделять маленькие компании. Кроме того, увеличилась дебиторская задолженность: компании нередко затягивали оплату уже размещенной рекламы.
В текущем году крупные компании вновь активно рекламируются, и суммарный объем такой рекламы существенно превысит аналогичный показатель 2008 года. Возвращаются и докризисные темпы роста доходов. Отсутствие роста в 2009 году привело к тому, что мы инвестировали в развитие существенно меньше, чем планировали и вынуждены были некоторые наши идеи отложить. Сейчас по объему инвестиций выходим на тот уровень, который был запланирован до кризиса.
— Как изменились доходы компании за первые 9 месяцев 2010 года, по сравнению с тем же периодом предыдущего года?
— Наши доходы существенно выросли. Мы ожидаем, что годовой рост составит 70-80%.
— Какие сервисы Вы будете развивать?
— До конца года в планах новая версия медиа-раздела, картографического сервиса, погоды, авто, маркета. Более дальние планы, к сожалению, не могу раскрывать.
— Сколько человек работает на «Мету»? Вы собираетесь увеличивать штат?
— В этом году число штатных сотрудников превысит 80 человек. Мы опять растем и практически постоянно ищем новых людей. Кроме того, независимо от наличия открытых вакансий мы готовы общаться с опытными программистами и кандидатами на должность руководителей проектов.
— В чем изюминка «Меты»?
— «Мета» – веб-портал для украинских пользователей. Казалось бы, у всех подобных сайтов набор сервисов одинаков. Однако у каждого свой профиль интереса пользователей. У кого-то это развлекательное или игровое направление, кто-то делает ставку на контент. У нас в первую очередь востребовано информационно сервисное направление. Наиболее популярные наши сервисы – поиск, новости, авто, почта, переводчик, карты, реестр, погода, маркет. Соответственно и ядро аудитории чуть старше, чем в среднем по порталам, а значит чуть выше и доход нашего «среднего» пользователя – это нравится рекламодателям.
Если говорить о наших сервисах, то все они немного отличаются от аналогов. Например, многие из нас общаются по почте с друзьями или партнерами из других стран. Довольно часто неудобство в это общение вносит языковой барьер. В почте «Меты» мы предусмотрели автоматический перевод писем на другие языки. Получив письмо, пользователю необходимо нажать всего одну кнопку, чтобы прочесть письмо на родном языке. Автоматический переводчик работает как с полученными письмами, так и с текстами, которые пользователь хочет отправить. Может показаться, что это незначительное улучшение. Но для многих пользователей оно значимо.
— Кого Вы считаете прямыми конкурентами?
— Мы не используем этот термин. Мы ориентируемся и планируем не рыночную долю, а финансовый результат. Тем не менее, если говорить в таких терминах, то мы конкурируем за внимание украинских интернет-пользователей. Физически находясь в Украине и работая на отечественном рынке, нам приходится конкурировать не только с местными коллегами, но и, что гораздо сложнее, с мировыми лидерами. В то же время, отношения в интернет-бизнесе гораздо сложнее, чем банальная конкуренция. Часто интернет-компании объединяют усилия для достижения более значимых результатов, чем могла бы получить каждая самостоятельно.
Приведу несколько таких примеров:
- в результатах поиска у нас есть возможность одним кликом искать информацию на других поисковиках;
- четыре крупных сайта и три агентства оплачивают львиную долю исследования интернет-пользователей Украины, которым пользуется весь рынок;
- в «АвтоМете» можно искать объявления о продаже автомобилей на «сайтах-конкурентах»;
- у нас есть совместное рекламное предложение – пакет «Синергия» с, казалось бы, прямым конкурентом «Бигмиром».
— Кто Ваши основные рекламодатели?
— Сейчас это – телекоммуникационные и IT-компании, производители и продавцы электроники, бытовой техники, автомобилей и товаров повседневного спроса, банки и финансовые организации.
— Как изменились категории рекламодателей за последние два-три года?
— Сейчас более активно рекламируются товары повседневного спроса (FMCG). Во время кризиса меньше рекламы размещали автомобильные и финансовые компании, однако сейчас объемы рекламы в этих отраслях восстанавливаются. Мы также отмечаем, что сейчас понемногу оживает недвижимость.
— Есть шанс, что цены на интернет-рекламу вырастут в 2011 году?
— Можно было бы предполагать рост в том случае, если рекламных площадок в интернете не хватало для размещения всех желающих. Объемы рекламодателей постоянно растут, они все больше внимания уделяют размещению своих материалов в интернете. Но рекламные площадки по темпам роста рекламного инвентаря опережают рост потребностей рекламодателей. На мой взгляд, рост рынка интернет-рекламы будет идти без медиаинфляции, или с минимальной, за счет увеличения рекламного инвентаря, роста контекстной рекламы и «нестандартов». Возврата к докризисным, долларовым, ценам пока не будет.
— Какие виды рекламы в интернете станут приоритетными?
— Активно будут развиваться такие виды рекламы, которые учитывают поведение людей, более точно нацелены на тех, кому эта реклама необходима. Кроме того, реклама будет иметь более глубокий контакт с пользователем, становиться интерактивной. Существенно вырастут объемы нестандартных (то есть, «небаннерных») интернет-коммуникаций – спецпроектов, pr-активностей, игрового маркетинга, маркетинга в социальных медиа.
— Каким будет объем ринка интернет-рекламы по результатам этого, 2011 и 2012 года?
— Участник, пусть даже и крупный, не может говорить за весь рынок, для этого существуют профильные организации. Мы являемся членами УАИР и ВРК и наши данные будут учтены при формировании консолидированных данных об объемах рынка за этот год и прогнозах на ближайшее время. Если говорить про направление – то это рост. Каков будет угол этого роста зависит больше не от самой интернет-индустрии, а от внешних факторов, в первую очередь экономики в стране. Интернет-реклама сильно недооценена. Индустрия уже сегодня, без повышения цен, готова эффективно принять бюджеты в два-три раза превышающие текущие.
Отличное интервью
Всегда поражался феномену МЕТЫ. Практически не пользуюсь этим поисковиком, ни его сервисами, ни почтой. Даже не знаю людей, которые бы его активно использовали. Ни оптимизаторов, которые в принципе рассматривают МЕТУ как поисковик и пытаются добиваться результатов в ее выдаче. И тем не менее — как оказывается куча людей там работает, доходы растут и все такое прочее… Удивительно!