После пяти лет работы своего представительства в Украине Яндекс решил взяться за активные продажи своей контекстной рекламы. Для этих целей в компании даже создали киевский отдел продаж, дабы непосредственно работать с местным бизнесом. Александр Тисмененцкий, возглавивший это подразделение компании после работы в bigmir)net, в интервью рассказал о том, насколько он призван увелечить украинские доходы Яндекса, сколько лет нужно Уанету, чтобы получить 10% в «медийном пироге» страны, а также оценил перспективы интернет-чаяний украинских издательств.

Александр Тисменецкий

— Каковы были Ваши первые задачи после прихода в Яндекс?

— Я пришел сюда, чтобы построить киевский отдел продаж. Моя задача – создать и развить подразделение, которое будет обслуживать местный бизнес: как прямых клиентов, предпочитающих иметь здесь персонального менеджера, так и киевские рекламные агентства, которым хотелось бы, чтобы коммерческий отдел Яндекса был максимум в часе езды от их офиса.

— Сколько людей Вы набрали в свой отдел?

— Со времени моего прихода в компанию мы взяли троих сотрудников, которые занимаются обслуживанием прямых клиентов. В ближайших планах – нанять еще одного человека для этих же целей. Кроме того, сейчас мы активно ищем менеджера, который будет работать с агентствами.

— Какие задачи перед Вами были поставлены относительно увеличения доходов?

— Главная задача до конца года – организация и развитие киевского отдела активных продаж. Каких-либо задач по объемным показателям перед нашим подразделением сейчас не стоит.

Если же говорить об украинском Яндексе в целом, то до кризиса наш оборот ежегодно удваивался, и мы хотели бы в 2010 году вернуть эту тенденцию с помощью продаж как контекстной, так и медийной рекламы. Касательно медийной рекламы, наша задача также состоит в выстраивании четких и налаженных отношений с участниками рынка – интернет-агентствами, которые занимаются продажей медийки.

— В своем интервью «МедиаБизнесу» гендиректор «Яндекс.Украина» Сергей Петренко говорил, что доля Яндекса в доходах от контекстной и медийной рекламы в Украине соотносится как 88% и 12%. Есть ли у вас намерение изменить эту пропорцию?

-Текущее соотношение нас вполне устраивает, и задачи сильно изменить его у нас не стоит. Данная пропорция близка к той, что давно устоялась в российском Яндексе – приблизительно 85% доходов приходится на контекстную рекламу.

С другой стороны, мы планомерно работаем над увеличением продаж по медийному направлению, т.к. у наших ресурсов (прежде всего, главной страницы, почты и т.п.) еще есть неиспользованный в Украине потенциал.

— Сколько рекламодателей Вам уже удалось привлечь к сотрудничеству за время работы отдела?

— За сентябрь у киевского отдела появилось несколько десятков клиентов. В основном, это новички на рынке интернет-рекламы, которых мы привлекаем при помощи активных продаж. Среди них, например, несколько туристических компаний, есть и мебельный бизнес. Некоторые компании пришли к нам сами.

— Отличаются ли сферы активности российских и украинских менеджеров по продажам рекламы Яндекса?

— У каждого отделения своя специфика построения активных продаж. Кто-то анализирует местный рынок, выбирает сегменты, с которыми хочет работать, и начинает предлагать свои услуги. Кто-то  нацелен работать исключительно с теми клиентами, которые на данный момент уже активно рекламируются. Сравнительного анализа работы нашего и российских подразделений мы не проводили, однако наблюдения и отзывы российских коллег говорят о том, что им рекламу на Яндексе продавать проще, чем нам. В России выше проникновение интернета; кроме того, в Украине Яндекс не является безусловным лидером на рынке поиска, как в России, и привлекать клиентов в такой ситуации сложнее.

— Какой бизнес, по Вашей оценке, в ближайшее время наиболее активно будет идти рекламироваться в интернет?

— ВРК в середине лета огласила прогноз, что контекстная реклама в Украине в 2010 году вырастет на 65%. Мы в Яндексе согласны с такими прогнозами и считаем, что основным источником роста станет малый и средний бизнес. Таких предпринимателей в нашей стране сотни тысяч, и контекстная реклама для них – наиболее удобный способ рекламы из-за дешевизны и невысокого порога входа. Например, минимальный платеж в Яндекс.Директе – 50 грн без учета НДС, и, как показывают наши данные, для многих рекламодателей эта сумма вполне может составлять среднемесячный бюджет. Так, согласно свежему исследованию Директа в Украине, среднемесячный бюджет наших рекламодателей в зависимости от региона Украины колеблется от 54 до 427 грн.

— А кто из крупных бизнесов, на Ваш взгляд, в ближайшее время будет активно наращивать свое присутствие в интернете?

— Скорее всего, это FMCG-сектор. Действительно, в прошлом году компании из этого сегмента заключили несколько крупных контрактов на размещение рекламы в интернете. Они шли в интернет осознанно, понимая, что это, и какие из своих брендов они готовы рекламировать с помощью данного канала. В итоге практически у всех интернет-агентств появились свои крупные рекламодатели из FMCG.

— Как будут меняться цены на интернет-рекламу в следующем году?

— Рекламный рынок будет расти быстрее, чем активность рекламодателей, и дефицита рекламного инвентаря пока не предвидится. Поэтому, скорее всего, цены «за единицу» интернет-рекламы (например, за тысячу контактов в медийке) повышаться не будут. Возможно, в медийной рекламе повысится порог входа.

— Будет ли Яндекс повышать цены на рекламу?

— По отношению к контекстной рекламе этот вопрос некорректен, т.к. в системе контекстной рекламы цена на клик регулируется самими рекламодателями. Разумеется, с ростом рынка контекстной рекламы выросла и конкуренция – по данным нашего исследования, средняя ставка за переход одного пользователя по рекламному объявлению Директа в Украине за год выросла на 12%, но это произошло без нашего вмешательства. Что же касается медийной рекламы, наша позиция совпадает с описанной в предыдущем ответе.

— Каковы прогнозы Яндекса относительно объема рынка интернет-рекламы по итогам 2010 года?

— Мы, в принципе, солидарны с уточненным прогнозом ВРК, согласно которому объем рынка интернет-рекламы по итогам года составит около 230 млн гривен. 130 млн гривен из них – это медийная реклама, еще 100 млн – контекстная.

— Какого роста рынка Вы ожидаете в 2011 году? Может ли он вырасти, к примеру, в два раза?

— До финансового кризиса рынок интернет-рекламы показывал ежегодный рост в 60-100% в денежном выражении. Хотелось бы, чтобы данная тенденция возобновилась, и для этого есть предпосылки – растет число интернет-пользователей, число бизнесов, пришедших в интернет, они становятся активнее.

— Как в следующем году, на Ваш взгляд, изменится доля интернета в «медийном пироге»?

— Она будет расти. Например, в США по итогам 2009 года она составила 14%, а в первой половине 2010 обогнала рекламу в прессе и вышла на второе место после ТВ-рекламы. Если украинский рекламодатель осознает, что интернет – измеримый медиаканал, что в нем уже сейчас есть 12 млн пользователей из Украины, которых можно четко сегментировать и затем таргетировать на них рекламу, и что их число постоянно растет, то доля интернет-рекламы просто обязана увеличиться.

С другой стороны, украинскому интернет-рынку будет тяжело в скором будущем достичь даже 10%-ной отметки. Здесь достаточно сильны другие медиаканалы. Например, я уверен, что телевидение еще очень долго будет приоритетным медиа в распределении бюджетов рекламодателей, и от того, как каналы построят свою ценовую и дисконтную политику на следующий год, зависит, что останется другим ресурсам. Сейчас доля интернета в «медийном пироге» – 2-3%, и для того, чтобы она, по крайней мере, достигла 6%, нужно не менее полутора лет.

— Что для рынка украинского интернета означают инвестиции крупных издательств в интернет-сегменте?

— Издательства понимают, что в случае бездействия место их конкретного продукта в сети может занять кто-то другой. Теперь им нужно думать о том, какую схему монетизации применить. В любом случае, они вряд ли смогут зарабатывать в интернете деньги, соизмеримые с доходом от печатных изданий. Причин этому много – например, недостаточное количество посетителей сайта издания, а также рекламодателей для выкупа всех рекламных площадей. Ведь компаний, которым интересна какая-та определенная ниша, попросту может оказаться слишком мало.

— Как Вы оцениваете развитие мобильного Уанета?

— Перспективы мобильного интернета в Украине выглядят очень хорошо, особенно учитывая уровень проникновения мобильной связи и широкополосного доступа. Стало заметным появление приложений различных украинских сайтов для мобильных устройств – для iPhone, для устройств на базе Android и пр. У пользователей подобные приложения пользуются колоссальной популярностью. Мы в Яндексе, например, наблюдаем значительный интерес пользователей к недавно выпущенной версии мобильного приложения Яндекс.Карты для Android. В целом, по нашим данным, на Яндекс с мобильного заходит около 5% от всех пользователей из Украины. За год (сентябрь 2010 года к сентябрю 2009) число мобильных пользователей Яндекса выросло почти в 2,5 раза.

Источник

Добавить комментарий