«Украинский интернет-рынок до сих пор не могут объективно подсчитать», – говорит главный представитель Google в Украине Дмитрий Шоломко. Впрочем, говорить, какова доля аудитории Google, украинская компания и сама не спешит. Хотя и отмечает – она (доля) постоянно растет. Неудивительно, что интернет-гигант принял решение расширить украинское представительство. О перспективах работы в Украине, «сомнительных» цифрах Яндекса, шумихе вокруг Street View и специфике Уанета – в интервью г-на Шоломко «МедиаБизнесу».

Дмитрий  Шоломко

— Какие наиболее актуальные планы у компании на украинском рынке на сегодняшний день?

— Главная цель – сделать так, чтобы нашими услугами было удобно пользоваться каждому интернет-пользователю Украины. Сюда входит такие комплексные направления, как: работа по организации поддержки пользователей различных сервисов, и развитие новых систем, которые требуются специально для этой страны. К примеру, в начале года мы запустили прием платежей в гривнях согласно украинским бухгалтерским правилам. А буквально через пару дней собираемся запустить линию поддержки для бухгалтеров. То есть, те, кто работает с нами по системе AdWords (платформа размещения рекламы), смогут получать от нас помощь намного быстрее и эффективнее.

В последнее время мы стали улучшать работу с новостями. Украинское издание этого сервиса уже работает более-менее хорошо, сейчас мы беремся за русское издание новостей для Украины. К тому же, мы запустили сервис «Пробки». Причем только недавно карты пробок по Европе у нас были только по Великобритании, Франции и Украине. Сейчас добавилась Москва.

— Получается, что, акцентируя внимание на побочных сервисах, Вы отходите от главного – поиска?

— Нет, это наш главный сервис и мы над ним активно работаем. Недавно мы запустили новый интерфейс в рамках глобального запуска. Но то, что происходит внутри самого сервиса – «черный ящик» для многих работников компании. С точки зрения качества доступа – не секрет, что у Google в Украине достаточно много точек присутствия, запущенных совместно с провайдерами, которые позволяют обеспечивать быстрый доступ к информации. Для обеспечения этих целей у нас есть целый департамент.

Специалисты, работающие с украинскими провайдерами, базируются в Лондоне. Это хороший пример того, что Google не обязательно присутствовать в Украине с большим штатом, чтобы качественно работать на ее территории.

— Недавно председатель наблюдательного совета компании «УКРНЕТ» Михаил Комиссарук в интевью «МедиаБизнесу» заявил, что «поисковики мигрируют в сторону интернет-порталов». Насколько это соответствует правде, на Ваш взгляд, и насколько перспективна концепция портала вообще?

— Такая концепция – отправная точка бизнеса компании Укр.Нет. Соглашаться с ней или нет – личное дело каждого. В то же время по данным разнообразных исследовательских компаний, поиск остается главным занятием украинцев в интернете. И сравнивать поисковики с порталами не очень корректно в принципе, так как это просто разные модели бизнеса, которые существовали и будут существовать. Так же, как среди людей есть домоседы и любители путешествий.

— Есть ли в Украине люди, которые занимаются продажей рекламы для Google?

— Мы не продаем рекламу в традиционном понимании этого слова. Google построен по принципу супермаркета – люди приходят и пользуются тем, что им нужно. Мы же просто им помогаем. Конечно же, у нас существуют элементы традиционных продаж, такие как презентации или тренинги. Однако мы делаем это, лишь когда у наших партнеров возникает необходимость в такой активности с нашей стороны.

— У Google исключительно контекстная реклама?

— Нет, есть и баннерная. Есть целая медийная сеть, состоящая как из сайтов-партнеров, так и из собственных ресурсов Google — Gmail, Blogger, YouTube и др., где можно размещать и контекстные объявления, и баннеры, и даже видеорекламу. Последнюю сейчас активно используют крупные бренды. Google активно интегрируется с Double Click, одной из самых больших мировых многофункциональных рекламных платформ.

— Как в процентах можно разделить доходы компании от разных видов рекламы?

— Таких данных у меня нет. На региональном уровне мы не ведем таких подсчетов. Данные по всему миру можно регулярно получать на нашем сайте для инвесторов: investor.google.com.

— Какова динамика доходов Google в последнее время?

— Мы не оглашаем точных цифр наших доходов. Но мы очень быстро растем в Украине. За последние годы доходы Google в стране ежегодно увеличиваются в разы. Украина для нас – один из ТОП-5 самых больших с точки зрения доходности рынков Восточной Европы и вместе с Россией один из двух самых быстрорастущих на данный момент.

— Однако из сообщений в прессе можно сделать вывод, что по аудитории Google все же более успешен в Украине, чем в России. Так ли это?

— Это так по доле аудитории, но в России людей в сети намного больше. Да и в принципе у Google на соседнем рынке все хорошо.

— Повлекло ли за собой открытие киевского офиса дополнительные инвестиции компании в Украину?

— Инвестиции в понимании Google – это развитие технологий для конкретной страны, открытие новых рабочих мест, возможность для талантливых людей из Украины чему-то обучиться, работая в представительствах компании в других странах, дабы потом применять свои знания для развития своей страны.
Также это создание и локализация сервисов, которые помогут бизнесу здесь более эффективно развиваться. Это и есть те дополнительные инвестиции, которые стали направляться нами в Украину. Мне кажется, что подсчитать эффект от нашей деятельности в Украине в денежном эквиваленте невозможно, но он несомненно огромен.

— Как вы оцениваете свою аудиторию в Украине?

— Я знаю, что нами пользуется большинство украинских пользователей. Точные данные мы оглашать не можем, но мне кажется, что для этого существуют специализированные исследовательские компании, которые должны заниматься такими оценками.

— Недавно компания Яндекс говорила о своих данных подсчетов аудитории поисковиков в Украине. Гендиректор компании Аркадий Волож сказал, что количество пользователей Яндекс в Украине выросло за счет пользователей Google. Как Вы можете это прокомментировать?

— Особенность украинского рынка интернет в том, что его до сих пор не могут объективно подсчитать. Оценки количества пользователей интернета в Украине существенно расходятся. Разные исследования показывают цифры от 8 до 15 млн пользователей. Это слишком большой разброс. Для того чтобы рынок работал нормально, нужны независимые компании, которые не будут стесняться давать цифры, которые участники рынка в итоге не будут оспаривать. Сейчас же ситуация такая, что любая цифра может быть подвергнута сомнению. А это дает возможность любому участнику рынка огласить цифру, которую никто никогда не проверит.

У меня нет данных о каких-либо потерях аудитории Google, более того, я могу утверждать, что темпы роста наших доходов и интенсивности использования сервисов выше в сравнении с собственными цифрами Яндекса, оглашенными ими.

— Как нужно исследовать аудиторию независимым компаниям, чтобы их данные можно было считать объективными?

— Им нужно только лишь задать вопрос пользователям: «Каким поисковым механизмом Вы пользуетесь чаще всего?» Именно ответы на этот вопрос при условии качественной и результативной выборки позволят делать выводы о доле рынка каждого поисковика в Украине. А если этот вопрос задавать регулярно в течении нескольких исследовательских периодов, появится и динамика. В том числе будет видно, откуда и куда перемещается аудитория.

— Как считают рынок поисковиков сейчас и почему эти данные нельзя назвать корректными?

— Практически все данные, доступные на рынке, предоставляют цифры поисковых переходов. Но эти переходы и доля поиска – абсолютно разные вещи. Ведь счетчики учитывают переходы только на сайты, на которых они стоят. А это далеко не весь Интернет. Выборка, которая используется, например, компанией LiveInternet – даже не 10% рынка.

Выходит, что пользователь, заходя на поисковик, может набрать слово «Facebook» и перейти на сайт этой социальной сети. А на нем нет счетчиков исследовательских компаний. В итоге этот поисковый запрос останется неучтенным. А мы видим, что большинство самых растущих и популярных запросов на данный момент связано именно с социальными сетями и другими вещами, которые уводят аудиторию за пределы украинского контента. Это уже тенденция. И она делает исследования, базирующиеся на подсчете поисковых переходов, все более и более бесполезными.

— Когда может появиться исследовательская компания, с данными которой будут соглашаться все?

— Хотелось бы, чтобы это произошло как можно быстрее. Уже есть несколько компаний, которые занимаются подобными исследованиями. Среди наиболее известных можно назвать InMind, Gemius+GfK, но ни одна почему-то этот вопрос (о том, каким поисковиком пользуются чаще всего) еще никогда не задавала. Тем не менее, конкуренция между ними уже налицо. Последние несколько исследований, которые делала каждая из них, мне понравились.

— Какой из мировых рынков и какие исследовательские компании, специализирующиеся на интернете, Вы бы назвали образцовыми с точки зрения оценки аудитории?

— Хороший пример – американская компания comScore. Они уже есть и в России. Конечно же, к ней, как к любой другой исследовательской компании есть множество вопросов, однако объем и разнообразие ее данных выглядит довольно прилично. Компания публикует данные и о доходах, и о поисковых долях, и о количестве и тематике поисковых запросов мировых компаний.

— Вы говорили о хорошем росте украинского интернета в последнее время. Какие прогнозы роста Вы могли бы дать на 2011 год?

— С точки зрения аудитории, украинский интернет стал расти медленнее, чем два года назад. И будет расти еще медленнее – это естественно. Но рост все равно будет продолжаться. Уже сейчас – это один из ТОП-10 рынков всей Европы, причем неважно, о каких оценках говорить – 8 млн или 15 млн. И несмотря на замедление темпов роста, думаю, через 5-7 лет Украина будет в европейской «пятерке». Это вполне реальная ситуация, ведь остальные рынки практически не растут.

— Каков, по Вашему мнению, предел роста аудитории украинского интернета?

— Нужно учитывать множество факторов, в том числе демографические, макроэкономические показатели и пр. В целом же предела нет – рынок может расти до тех пор, пока будут люди, которым это нужно.

— А касательно объема?

— Объем растет гораздо стремительнее количества пользователей. Это связано с тем, что все больше компаний стали понимать важность интернет-рекламы, произошел качественный перелом. В прошлом году в интернете впервые стали появляться действительно крупные рекламодатели. Однако теперь темпы роста рекламы будут постепенно снижаться, а объем будет существенно расти за счет электронной коммерции. Уже сейчас сюда приходят компании со значительными инвестициями и серьезными бизнес-планами на пять-семь лет.

— Как Вы оцениваете влияние шумихи вокруг внедрения Google Street View в Германии на имидж Google в этой стране и по всему миру? Повлияло ли это на планы Google по внедрению сервиса в других странах, в т.ч. и в Украине?

— Google – публичная компания и в любой точке присутствия на планете работает на основании тех законов, которые действуют в этих местах. В Германии действительно серъезное законодательство относительно защиты личной информации. Google при запуске Street View полностью согласился с теми требованиями, которые ему предоставила ФРГ. Мы предоставили возможность жителям страны отказаться от изображений своих домов на картах. Поэтому никаких проблем с этим нет.

— Есть ли у Вас планы по внедрению Street View в Украине?

— Конечно, есть. Но своих планов по срокам запуска любых сервисов заранее мы не оглашаем. В целом, наша цель – сделать все сервисы, доступные пользователям разных стран мира, доступными и в Украине. Вопрос лишь в сроках и приоритетах.

Источник

Добавить комментарий