Как начать онлайн-проект по продажам «с нуля» и что в данном случае будет обозначать «ноль»?
Еще 5-10 лет назад многие предприниматели, которые сейчас являются лидерами в электронной коммерции Украины, начинали бизнес практически без стартового капитала, собственного склада, оборудования и персонала, рассказывает соучредитель Интернет-магазина по доставке цветов UFL.ua Алексей Созинов.
Сегодня порог для входа в онлайн-торговлю остается низким, но измерить его будет все же не лишним. О структуре основных затрат для стартапа в области Интернет-торговли ЛІГАБізнесІнформ рассказали действующие участники рынка.
«Список покупок» для основателя Интернет-магазина
По степени профессионализма в подготовке и запуске проекта, по словам директора Интернет-магазина Petrovka.ua Дмитрия Лаппо, можно выделить три подхода: бюджетный, средний и инвестиционный. Как правило, выбор подхода и является определяющим для общих затрат на создание магазина, хотя, по словам главы Petrovka.ua, бюджетный подход может означать общую сумму затрат на уровне $3000-$5000, при этом на выходе будет продукт ниже среднего, большая часть денег уйдет на «приобретение опыта об Интернете».
При эконом-варианте сайт можно создать и своими силами, с помощью конструктора сайтов, либо купить «шаблон» на открытом коде, который обойдется всего в $50. Правда в этом случае не будет никаких гарантий, что конкурент не использовал тот же сервис-конструктор либо тот же шаблон. В общем разработка сайта может стоить от $500 до $2000. При создании серьезного магазина, о словам главы АУЭЛБУ Павла Сиделева, сайт потребуется не простой, а с фирменным, узнаваемым стилем — его разработка в веб-студии стоит от $300 и выше.
Имея виртуальное представительство, нужно обзавестись офисом и в реале: при бюджетном варианте офис может находиться просто в квартире начинающего предпринимателя. При более серьезном подходе начинающего продавца заинтересует стоимость аренды помещения, которая в Киеве на сегодняшний день розниться от 120 грн. (старое институтское здание на левом берегу) до 500 грн. (бизнес-центр «Парус») за «квадрат», все зависит от качества помещения и его местоположения. «К данным затратам прибавьте оплату за услуги доступа к Интернету, телефонию, коммунальные платежи», — рассказывает директор супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей Украина» Анна Боднарчук.
Если бизнесмен не решится продавать самостоятельно, ему придется подыскивать персонал, который, по словам главы АУЭЛБУ, при «среднем» или даже бюджетном подходе будет состоять из одного штатника техподдержки, как минимум одного консультанта, одного курьера, бухгалтера, минимум одного человека, который будет заниматься закупками и, само собой, менеджера по развитию и продвижению.
Программа-минимум
Разработка сайта | от $200 |
Дальнейшая поддержка и продвижение | от $300 |
Аренда офиса | от $10 |
Персонал | от $350 |
Реклама | от $150 |
по версии А.Созинова, Интернет-магазин UFL.ua
Кроме аренды собственно офиса, предпринимателю придется найти склад, но, как объясняет П.Сиделев, мелким торговцам склад может и не потребоваться: компания-реселлер более крупных оптовых компаний после заказа товара в магазине просто покупает его на оптовом складе и доставляет клиенту. При более серьезном подходе нужен и склад, и демо-площадь, где покупатель сможет «пощупать» товар.
Формирование складских запасов и ассотриментной матрицы — еще одно важное задание для предпринимателя уже на этапе подготовки: как советует глава книжного Интернет-магазина Bookshop.ua Олег Витенко, в отношении склада должно действовать правило Парето 80:20, т.е. 20% товара обеспечивают 80% продаж, для чего на складе следует держать запас «бестселлеров», которые можно доставить к покупателю в максимально короткий срок. «Необдуманные вложения в складские запасы погубили не одну компанию», — говорит глава Bookshop.ua.
При этом, по его словам, ассортимент товара должен быть максимально широким, но не обязательно представленным на складе «вживую». Большая часть товаров может быть виртуальной, но только в том случае, если правильно построена работа с поставщиком: ассортимент должен быть всегда актуальным, а доставка от поставщика на склад – быстрой.
Для рекламы и продвижения товара в Интернете все средства хороши: баннерная реклама, контекст, поисковая оптимизация (SEO), каталоги, прайс-листы, партнерские программы; некоторые магазины позволяют себе даже офлайновую рекламу. При этом участники рынка советуют не экономить на штате маркетологов.
Таблица 1. На что тратят владельцы онлайн-магазинов при бюджетном (Б), среднем (С), и инвестиционном (И) подходах
Таблица 2. Структура затрат для среднего и инвестиционного подхода (% от общего бюджета проекта)
по данным Д.Лаппо, Petrovka.ua
Как видно из вышеприведенных данных, затраты на привлечение и удержание покупателя составляют немаленькую часть общего бюджета будущего онлайн-магазина. О некоторых особенностях работы с клиентами в онлайне редакция сообщит в заключительной части материала.