Судя по количеству блоговых сервисов в мировом интернете, едва ли не каждый веб-пользователь ведет дневничок или участвует в работе коллективного блога. До того, что таким образом можно не только самовыражаться, но и зарабатывать, додумались уже давно — правда, результаты воплощения идеи за рубежом и в рунете сильно разнятся.

d03

Как продать хобби

В мировом масштабе блогосфера — массовое явление, непрестанно укрупняющееся. Technorati, главный поисковик по блогам, уже пять лет проводит статистические исследования и наблюдает рост этой области сети: в октябре 2004 года он зафиксировал около 5 млн блогов, а в конце 2008-го — уже более 133 млн. Для большинства профильных участников блогинг не является способом заработать, хотя среди тех, кто занимается им ради развлечения, больше половины надеется когда-нибудь получить от него выраженный в денежном эквиваленте профит. Доля хоббистов среди блогеров, по данным Technorati на осень 2009-го, составляет 72%. Оставшиеся 28% (это более 37 млн блогов) превращают свои блогерские усилия в звонкую монету, из них 54% занимаются этим с целью дополнительного заработка, 32% используют блог в интересах эффективности своего бизнеса и 14% пишут в блог по заданию работодателя. Блогеры из последней категории обычно сидят на зарплате, тогда как в первых двух случаях они добывают деньги посредством размещения рекламных баннеров и ссылок, выступлений на различных мероприятиях по теме своего блога, а также другими способами, среди которых написание проплаченных постингов — на последнем месте по важности. Все перечисленное обычно приносит от $1 тыс. до $10 тыс. в месяц.

Среди тех, кто зарабатывает на блогинге, есть свои звезды и миллионеры. Один из самых ярких примеров — коллективный блог Boing-Boing. Все началось в 1988 году с бумажного любительского журнала, посвященного в том числе высоким технологиям, научной фантастике, вопросам интеллектуальной собственности и диснеевским комиксам. В 1995 году Boing-Boing превратился в сайт, а в 2000-м — в блог, обозначенный как «каталог чудесных вещей», под редактурой четырех человек — Марка Фрауенфельдера, Дэвида Песковитца, Кори Доктороу и Шени Жардэн. В 2004 году у проекта появилось юридическое лицо — компания Happy Mutants LLC, бизнес-менеджер в лице Джона Бэттелла (один из основателей журнала Wired) и реклама на сайте. При этом, по воспоминаниям Кори Доктороу, Бэттелл обещал, что проекту «сложнее будет заработать немного — типа на оплату интернет-соединения, нежели заработать действительно много и превратиться в постоянный источник дохода». Так оно и вышло: сегодняшний блог с более чем 9 млн подписчиков, оставаясь, по сути, совершенно не коммерческим ресурсом, обеспечивает своим создателям ежегодный заработок в $5 млн.

В другой истории успеха блог дорос до полноценного онлайнового медиаресурса, сохранив при этом уникальные черты, в частности специфический юмор на грани дозволенного. Речь об одном из двух главных блогов, посвященных бытовой электронике и компьютерам,— Gizmodo (8,5 млн посетителей в месяц). Он появился в 2002 году, и поначалу его возглавлял Питер Рохас, известный технический журналист. Однако вскоре его переманила компания Weblogs, затеявшая делать прямого конкурента Gizmodo под названием Engadget.

Gizmodo объединил усилия с компанией Gawker Media, сделавшей ставку на развитие блогосферы. Уже в середине 2004 года они зарабатывали $6 тыс. в месяц, в 2006-м, по данным газеты New York Times, проект Gawker Media, куда кроме Gizmodo влилось еще девять блогов, вышел в плюс, а в 2009 году стоимость компании, возглавляемой британцем Ником Дентоном, оценили в $300 млн, из которых $60 млн — доходы от рекламы.

Серьезные заработки достаются не только серьезным блогерам, посвятившим себя политике или технологиям. Так, создатели блога icanhascheesburger.com Эрик Накагава (Чизбургер) и Кари Унебасами (Тофубургер) начали с публикации смешных фотографий котов с идиотскими подписями, а уже через полгода продали ресурс группе инвесторов Pet Holdings за $2 млн, при этом остались у его руля и до сих пор, откровенно скажем, валяют дурака, получая от $5 тыс. за неделю размещения рекламного баннера.

Трудности перевода

Российская блогосфера занимает, по разным данным, от 5 до 8% мировой (от 8 млн до 11 млн блогов). В начале 2000-х, когда русскоязычное блоговое пространство практически равнялось пространству кириллического сектора сервиса LiveJournal.com, никто не собирался зарабатывать на ведении блога. Более того, в пользовательском соглашении «Живого журнала» был пункт, запрещающий использовать свой дневник для большинства видов коммерческой деятельности и рекламы,— журналы нарушителей закрывались.

С появлением компании СУП, работавшей с кириллическим сектором ЖЖ с октября 2006 года, а в декабре 2007-го ставшей полноправным владельцем всего сервиса, в массы стали вбрасываться идеи о трансформации блогерских усилий в деньги. Пока СУП проводила кампанию по монетизации трафика, упражняясь в маркетинге, ЖЖ-юзеры и пользователи других блоговых сервисов развернули монетизацию блогов.

Несмотря на то что термин «монетизация», означающий процесс конвертации чего-либо в законное платежное средство, имеет, как показали зарубежные товарищи, самое непосредственное отношение к блогам, реализация чужого опыта в местных условиях не очень-то задалась. А если рассматривать верхний сегмент блогерских заработков — не состоялась вовсе: в рунете нет ни одного человека, заработавшего миллион или хотя бы $300-500 тыс. за год на своем блоге.

Однако кое-какие деньги в русскоязычной блогосфере все же вращаются, так что процесс хоть и хромает, но идет. Если в 2007 году монетизация означала, как правило, размещение в блоге как можно большего количество проплаченных ссылок, то к финалу 2009-го работа ведется уже по нескольким направлениям: тут и рекламные ссылки, и баннеры, и постинги, в том числе постинги со скрытой рекламой («джинса»).

Столпы российской блогосферы монетизируют свои дневники выборочно. Например, известный сетевой деятель Алекс Экслер (exler.ru; 35 тыс. уникальных посетителей в день) сдает рекламные площади своего сайта исключительно под баннеры — рекламными и заказными материалами, по его собственным словам, не промышляет, хотя некоторая часть блогеров считает, что Алекс лукавит. Примерно в том же стиле выступает другой значительный персонаж рунета — Дмитрий Пучков (Гоблин; oper.ru; 50 тыс. уникальных посетителей в день). Средняя стоимость недельного баннерного показа у Экслера — $450, у Гоблина — в два раза больше. Дизайнер Артемий Лебедев в своем блоге (tema.livejournal.com; 43,5 тыс. читателей) раз пять в месяц публикует оплаченные постинги, цена на которые начинается от $5 тыс., но, по инсайдерской информации, может быть значительно снижена в результате переговоров.

Как можно заметить, во всех упомянутых случаях заработок от блога не является для его владельца основным или особо значимым. По самым оптимистичным подсчетам, популярные российские блоги не в состоянии принести своим владельцам больше $100 тыс. в год.

Для менее звездных персонажей русскоязычной блогосферы часто недостижим даже минимальный уровень монетизации западного блогера ($1 тыс. в месяц). Среди главных причин, тормозящих заработки наших блогописателей, называют общую незаинтересованность в них рекламодателей. Если люди, занимающиеся политикой, уже оценили значение блогов и социальных сетей для своего дела, то бизнесмены, особенно крупные, пока не в полном составе уверовали в информационную мощь блогосферы и блогеров, так что рекламу нести не спешат. Однако больше, чем нелюбопытные предприниматели, монетизацию губят читатели блогов. Во-первых, основная их часть не станет покупать ничего из того, что рекламирует монетизирующийся блогер,— в частности, постарается получить бесплатно контент в виде музыки, кино, книг или ПО. Во-вторых, очень часто попытки блогера проявить в своем дневнике финансовую активность вызывают неприязненную реакцию читателей, и они спешат отразить ее в комментариях, никакими приличиями обычно себя не стесняя. Впрочем, недооценивать значение личности пишущего тоже не стоит. Блогер, умеющий обращаться со словами, программой Adobe Photoshop или имеющий какую-нибудь другую особенность, полезную в интернете (например, нетривиальное чувство юмора), вполне может употребить все это для улучшения своих финансовых показателей. В то же время беспринципность в работе с рекламодателями, топорная реализация их заданий и проблемы с интеллектуальным развитием в целом могут в итоге гарантировать владельцу блога унылые тусовки с полумертвыми рекламными биржами типа «Блогун» и не больше жалких $15 в месяц на контекстной рекламе от Google.

Другой подход

Масса технических трудностей и нестыковок с господствующей в рунете финансовой идеологией, а также тотальная нехватка взаимного уважения у блогеров, мешающая здоровым деловым отношениям, делают монетизацию делом сложным и малоэффективным, особенно когда человек «затачивает» блог специально под заработок. Противник прямой монетизации Леонид Каганов, писатель-фантаст со значительным весом в российской блогосфере (3-е место в десятке лучших блогов по версии «Яндекса»), полагает, что даже разведение длинношерстных ангорских хомячков будет существенно более рентабельным. Понятно при этом, что такое положение вещей не останавливает блогеров, пытающихся решить монетизационную задачу доступными средствами.

В данный момент в роли простого парня, взявшегося покорить вершину, доступную только знаменитостям, в русскоязычной блогосфере выступает житель украинского Кременчуга Игорь Бигдан (ibigdan.livejournal.com; более 3 тыс. подписчиков, 10 тыс. посетителей в сутки). Бывший программист, перепрофилировавшийся в блогера, за полгода перебрался из второй полусотни рейтинга «Яндекса» на почетное 4-е место. Его журнал, как он сам признает, «на 90% состоит из копипасты» (то есть из картинок, видеороликов и текстов, полученных с других интернет-ресурсов), при этом публику к нему привлекает не столько репост сетевых «свежаков и баянов», сколько сама история человека, решившего жить и кормить семью на деньги, достающиеся исключительно посредством блога. Уровень монетизации своего блога Игорь оценивает в 40-50% возможного. В абсолютных цифрах показатель пока колеблется в районе $250-300 в месяц. Даже если увеличить эти цифры в два раза, трудно будет назвать итог успешной монетизацией, к которой должен стремиться всякий блогер. К тому же место главного копипастера в рейтинге блогов «Яндекса» — позиция весьма шаткая, персонажи здесь сменяются примерно раз в год. Бигдану, чтобы доказать собственную состоятельность, надо продержаться на занимаемых рубежах хотя бы до следующей осени и, разумеется, заметно увеличить свои заработки.

Пока же гораздо лучшие результаты, по общему мнению, приносит блогеру не прямая монетизация с баннерами и платными постингами, а косвенная, когда блог служит инструментом для свершений в офлайновом мире и соответствующего увеличения личного благосостояния. Из примеров — писательница Марта Кетро (marta-ketro.livejournal.com). Она признается, что ее писательская карьера не состоялась бы без блога, который она завела исключительно для себя и никогда не нагружала задачей заработать денег. Сотрудник издательства «Центрполиграф», увидев ее тексты в «Живом журнале», способствовал изданию ее первой книги «Хоп-хоп, улитка» в 2006 году. Книга попала в издательство АСТ, которое взяло молодую писательницу под свое крыло и теперь исправно издает бумажные книги за ее авторством. По словам Марты, использовать блог для продвижения своих творений и других рабочих нужд она стала только на третий год его существования, зато теперь не мыслит своей трудовой жизни без него: он помогает и обкатывать новые идеи на публике, прежде чем реализовывать их в книге, и склонять издателя к новому договору, и организовывать проекты, связанные с публицистикой.

Еще один достойный пример — киевский блогер Андрей Унабомбер (unab0mber.livejournal.com), который сформулировал, пожалуй, самое трезвое и адекватное отношение к монетизации. Заведя дневник в 2007 году с целью научиться излагать свои мысли в письменном виде, Унабомбер довольно быстро набрал изрядную популярность в русскоязычном интернете и принялся изучать открывшиеся монетизационные возможности. Он последовательно испробовал Google AdSense (трехнедельный показ рекламы в журнале с 70 тыс. читателей в месяц принес $26) и рекламные постинги (многие постоянные читатели его блога встретили это практически истерикой). И пришел к неутешительному выводу, что ведение блога вряд ли сможет заменить его основную работу (Андрей — инженер). И все же блог, выступая в качестве своеобразной витрины, где Унабомбер в свое удовольствие демонстрирует свои навыки и возможности, уже сейчас в состоянии обеспечить кое-какие реальные заработки на стороне. В частности, к нему с предложением сотрудничества обратился российский журнал «Смена», куда Андрей теперь пишет заметки об интернете, а также портал Life.ru, где он отвечает за рубрику «Странные новости» (заголовки в стиле «Гей убил трехногую кошку лесбиянки» и «Самый старый человек оказался деревом» прилагаются). Рабочие предложения, говорит Унабомбер, продолжают поступать, и хотя на их немедленное воплощение не хватает времени и сил, они явно смогут помочь ему в будущем безболезненно расстаться с восьмичасовым рабочим днем в офисе.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Добавить комментарий