Бартер — это древнейшая из ныне известных форм коммерции. Еще задолго до возникших тысячелетия назад динамичных (на основе спора) и статичных способов ценообразования, люди обменивались товарами. Перенесемся из веков минувших в дни сегодняшние и увидим целые журналы и брокерские конторы, занимающиеся исключительно миллионными сделками на бартерном рынке. Зайдя в Интернет, мы увидим, что могущество бартера проявилось здесь в полном объеме (или наоборот, могущество Интернет полностью проявилось в понятии бартера — как вам больше нравиться). Интернет-бартер существует за счет ресурсов Сети, что приводит к беспрецедентному доныне всплеску активности компаний, позволяющих людям использовать Web как посредника при установлении цен на всевозможные товары («eBay» и др.) и обмене чего угодно на что угодно.

Бартер категории c2c

Системы категории потребитель-потребитель (с2с) в последнее время приобретают все большую популярность. Помните, как eBay дал возможность всем и каждому, перерыв свои чердаки, продать даже самый невероятный хлам? Они и сегодня занимаются тем же, но вместо аукциона всякой всячины, они предлагают поменять ваш товар на что-нибудь еще, избавив вас от необходимости торговаться.

Сайты Swap.com и WebSwap.com — это место встречи тех, кто желает поменяться своим имуществом без особых проблем и забот. А от желающих, нужно заметить, отбоя нет.

Бартер категории b2b

Оставшаяся часть обитателей Интернет действует с большим размахом. Самые крупные сделки в самых больших количествах заключаются в категории компания-компания (B2B).

Компании прибегают к бартеру, как к вспомогательному средству торговли, маркетинга, закупочной деятельности, повышения известности их товара или услуги, привлечения новых клиентов, расширения рынка сбыта, а также экономии драгоценных наличных средств.

Дабы продемонстрировать вам потенциал идеи, рассмотрим, как работает компания BarterTrust, одна из ведущих бартерных Интернет-бирж. Компания способствует организации бартерных сделок по товарам и услугам (по их реальной рыночной стоимости) на основе расчетов в альтернативной безналичной электронной денежной единице.

Самое интересное заключается в том, что компании удается избежать полной зависимости от Интернет, а лишь производить операции в нем. Такая «виртуально-реальная» стратегия позволяет BarterTrust.com работать с клиентами как ON-LINE через Интернет, так и OFF-LINE по обычному телефону. Это существенно отличает их от ближайших конкурентов, таких как «BigVine», которые все свои сделки заключают исключительно в Интернет.

Коммерческая бартерная биржа BarterTrust.com дает компаниям-участникам возможность превратить полезное рабочее время в новые продажи, экономя при этом наличные деньги. Рассмотрим подробнее, как именно происходит обмен товарами в сети BarterTrust:

Компания А, производитель холодильников, назовем ее «Maytag Refrigeration Products Division», которая является клиентом «BarterTrust», выставляет на продажу через сеть биржи 500 единиц своей продукции. Компания В, в свою очередь, хочет приобрести новый холодильник для собственного буфета и останавливает выбор на одном из предложенных «Maytag» экземпляров. Когда компания В покупает холодильник, на счет «Maytag» зачисляется некоторое количество долларов «BarterTrust» (BT$), которые можно потратить на приобретение любого ДРУГОГО товара, представленного в сети «BarterTrust». А теперь включите в описанную схему еще несколько компаний, и вы получите очень оживленный и динамичный рынок.

Рынок огромных возможностей

В течение многих лет бартер остается успешной и быстро развивающейся формой коммерции. По данным Международной ассоциации по товарообмену только в прошлом году в Соединенных штатах было заключено бартерных сделок на 16 миллиардов долларов, а во всем мире в целом — на 64 миллиарда.

При всей своей масштабности, традиционный бартерный бизнес, тем не менее, делался преимущественно по региональному принципу и поэтому представлял для клиентов лишь относительный интерес. Сеть «BarterTrust», напротив, стремится в полной мере использовать колоссальные преимущества всемирной паутины, чтобы максимальной ориентировать процесс бартерного обмена на нужды клиентов, сделать его более эффективным и технологически совершенным. Фактически, команда квалифицированных брокеров «BarterTrust» предлагает своим клиентам все преимущества традиционного бартера помноженные на продуктивность Интернет-технологий, что позволяет на 100 процентов использовать потенциал так называемой «альтернативной денежной единицы».

Бартерная экономика

Процесс бартерного обмена сам по себе может стимулировать развитие самодостаточной экономической экосистемы, т. е. абсолютно самостоятельной (основанной на бартере) экономики. В конце концов, эффективность бартерной экономики зависит от разнообразия представленных на рынке товаров и услуг и скорости товарообмена — и то, и другое является важным компонентом для индустрии, находящейся в фазе гиперроста. В этом отношении «BarterTrust» находится на высоте, судя по тому, что в 1999 году клиентами биржи было заключено сделок на 120 миллионов долларов, а доход компании составил 10 миллионов долларов.

Преимущества бартера

Хотя бартерная система на нова, Интернет вывел ее на принципиально новые рубежи. Основные его преимущества заключаются в возможности беспрепятственного доступа продавцов и покупателей к альтернативному рынку, основанному на бартере: так как ресурсы используются в полную мощность и бизнес стремительно расширяется, продавцы имеют возможность быстро находить новых покупателей (и в конечном итоге, увеличивать продажи как на бумаге, так и в виде повторных покупок), экономя при этом наличные деньги. Товары и услуги продаются по их полной стоимости. В то же время, покупатели могут «покупать» нужные им товары и услуги (в данном случае используя в качестве денежной единицы ВТ$), не расставаясь при этом со столь ценной наличностью.

Бизнес-модель

Итак, какова же бизнес-модель «BarterTrust.com»? Бизнес-модель «BarterTrust» основывается, главным образом на взимании определенного процента с заключенных через биржу сделок. Компания берет комиссионные как с продавцов, так и с покупателей имущества. В доход компании идут 5% от общей суммы каждой сделки плюс небольшая ежемесячная регистрационная плата в размере 15 долларов и 15 BT$.

На «BarterTrust» в настоящее время зарегистрировано 7000 компаний-клиентов (обращаю ваше внимание — это означает заключение сделок категории B2B). Компания заявляет, что является первой, действующей всемирно и защищенной от рисков коммерческой бартерной биржей, движущей силой которой является Интернет. По всей видимости, они готовы даже вкладывать в свой бизнес (если не в плане реальных инвестиций, то, по крайней мере, интеллектуально), чтобы в полной мере использовать прогнозируемый на ближайшее будущее поток клиентов, как только новые члены сети (а ценность сети неизменно возрастает с появлением новых участников, которые, в свою очередь, привлекают новых членов и т. д.) заявят о себе.

Фактически, компания находится в середине своего пути к гиперросту. Недавно она объявила о покупке контрольного пакета акций компании «Barter Latin America», содержащей самую крупную коммерческую бартерную биржу в Латинской Америке «Barter Mexico S. R.L.». Половина клиентов «Barter Mexico» уже пользуются Интернетом. Многие намерены подключиться к Сети в ближайшее время.

Расширение бартерной («безналичной»/»использующей альтернативную денежную единицу») модели

Все дело в том, что Интернет в своей исходной, чистой форме, используется в качестве рычага, способного принести компании известность независимо от того, устойчивая ли это корпорация или неопытный новичок.

В случае с «BarterTrust» и другими безналичных операциями в электронной коммерции (основаны ли они на бартере и обмене, применении условной денежной единицы, такой как используется на «Flooz» и «Beenz», или долларовом приросте, как на «CyberGold» и т. д.) мы видим наглядную демонстрацию эффективности «чеканки» собственных условных денежных единиц. А теперь думайте сами, ЧТО перед вами — древняя обменная бизнес-модель или же некое нововведение, предлагающее нечто кардинально новое в торговле?

В заключение, привожу перечень типов, к которым можно отнести вышеназванные компании, с их краткой характеристикой и описанием принципов работы.

1. Модель бартерной денежной единицы
Как вы уже видели, «BarterTrust.com» представляет собой сеть организаций, осуществляющих бартерный обмен товарами. К примеру, вы владелец компании, сдающей в аренду автомобили и хотите предложить свои услуги в обмен на рекламу в каком-нибудь журнале. «BarterTrust.com» существенно облегчит вам задачу, избавив вас от необходимости самому разыскивать заинтересованных лиц, готовить почву для заключения сделки (письма, встречи, переговоры и т.п.) и прочее, и прочее.

2. Модель бартерных аукционов
Можно довольно эффективно совместить идею бартерного обмена с аукционом, так, чтобы компании могли выставить все, что они хотят обменять и, по возможности, четко выразить свои пожелания в плане того, что они хотели бы получить в обмен на свои товары (скажем, фотоаппарат поменять на бейсбольные карточки), после чего наблюдать, как другие стараются перещеголять друг друга в своем стремлении получить желаемое.

3. Модель RFQ-бартера
По аналогии с бартерными аукционами в описываемой модели владелец сайта-посредника предлагает желающим выставить на торги имущество, которое они хотели бы обменять на нечто иное. Допустим, вы представляете Web-хостинговую компанию и у вас есть желание приобрести мобильные телефоны для сотрудников отдела сбыта. Вы можете обратиться со своим предложением и пожеланием на сайт RFQ-бартера (RFQ — «request for quote» — «запрос через назначение цены») в виде короткого сообщения на доске объявлений или же развернутого предложения. Последнее предполагает, что вы заранее ограничиваете круг товаров, которые представляют для вас интерес и на которые вы согласны обменять свой товар. В нашем примере это могут быть мобильные телефоны (в идеальном случае от дилера или распространителя), компьютерное оборудование, доставка обедов, туристические услуги, в общем — все, что вам заблагорассудится.

«Цена» RFQ — это не обычное денежное выражение стоимости товара, а эквивалент в виде предложения обмена одного товара на другой имеющийся в наличии товар. После того, как вы выставили свое имущество на аукцион, конкретные люди и организации могут «предлагать» вам имеющиеся у них товары в обмен на ваше имущество, особенно если эти товары указаны вами в списке интересующих вас.

4. Модель бартерной биржи
Да, звучит довольно странно на первый взгляд. Только представьте себе: вместо купли-продажи акций, товаров потребления и средств производства биржа имеет дело с предметами, выставленными для обмена. Здесь (как и в модели №3) люди выставляют имущество, которое желают обменять и вместо указания цен в наличных, они запрашивают товары, которые хотели бы получить в замен их собственных. В результате формируется динамическая база данных с использованием бегущей строки (на основе Java или др.), демонстрирующего обменные лоты.

Кроме того, можно объединить модели №№ 1, 2 и 4 и создать бартерную биржу, где выставляемые на торги лоты помещаются в базу данных и их цена меняется в зависимости от текущего спроса и предложения на данного рода товары. Здесь будут фигурировать «запрашиваемая» и «предлагаемая» цены, а также прочие биржевые тонкости. Можно показать условия покупки с маржой, назначенные цены, тикерные обозначения и цены и другие интересные моменты.

Естественно, никакие наличные средства во всем этом не участвуют, все основано на чистом бартере, поэтому используются «кредиты» сети (например, «BarterTrust» или «BigVine») или сообщества (например, вашей городской профсоюзной ассоциации).

Все эти идеи интересны сами по себе уже тем, что каждая из них преобразуется в целую бизнес-модель. Но как насчет организаций, поддерживающих эти сообщества? Компаний, которые извлекают из них прибыль различными способами, например, в виде процента от сделок, членских взносов, комиссионных и т. п.? Здорово, правда? Вы можете превратить любой из своих товаров (продуктов, услуг и др.) в один из тысяч возможных лотов, предлагаемых другими членами сообщества, используя прямой бартер или конверсию в вашу собственную денежную единицу.

Об авторе

Николас Меркадер — 29-летний старший сотрудник филиппинской консалтинговой фирмы-реселлера «Levator Consulting».

«Бизнес-модели глазами специалиста» — бесплатный электронный информационный бюллетень, освещающий вопросы инновационных бизнес-моделей, идей и стратегий. Для подписки, обращайтесь на bizmodels-subscribe@topica.com.