Несмотря на полномасштабную войну, онлайн-торговля в Украине стремительно развивается. Сотни тысяч людей продают товары или сдают в аренду жилье и транспорт через цифровые сервисы. Однако значительная часть этих доходов остается в тени: государство не получает налогов, а продавцы фактически конкурируют с официальным бизнесом на неравных условиях. Именно поэтому правительство решило изменить правила.

Первой причиной называют справедливость : если деятельность носит регулярный характер и выглядит как бизнес, она должна облагаться налогом на равных с предпринимателями условиях. Второй – международные обязательства . В Европейском Союзе еще в 2021 году заработала директива DAC7 , которая требует, чтобы цифровые платформы отчитывались о доходах своих пользователей в налоговые органы. Украина, интегрируясь в европейское пространство, берет эти стандарты за основу.

«Действительно, парламент получил от Кабинета Министров законопроект, в котором предлагается порядок налогообложения цифровых платформ. Там предусмотрено, что цифровые платформы должны отчитываться о проводимых на них операциях и удерживать налоги с пользующихся ими. Это касается и услуг и товаров», — объясняет Даниил Гетманцев, глава Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

В то же время новые нормы не направлены против обычных людей, иногда продающих ненужные вещи. Законопроекты предусматривают льготные условия : доходы до 36 тыс. грн в год (12 прожиточных минимумов) не будут облагаться налогом, а мелкие сделки (до трех ) на сумму до €2000 можно будет проводить даже без специального счета. Таким образом, государство стремится отделить бытовые продажи с рук от настоящей предпринимательской деятельности.

Эти изменения – это не только о налогах. Это попытка построить систему прозрачного налогообложения в цифровой экономике , одновременно отвечающую европейским нормам и учитывающая украинские реалии.

«Нынешняя оппозиция, пытающаяся сеять панику среди людей, умалчивает, что есть старая действующая норма, по которой сделки по продаже любого имущества (и не только через интернет, а вообще любых подержанных вещей) облагаются налогом по общей ставке НДФЛ, — рассказывает Гетманцев. — Зато законопроект Минфина как раз предполагает снизить ставку с обычной 18% до 5%. Поэтому здесь речь не о драконовском законопроекте Минфина, а о драконовской норме, которую еще давно ввели в Налоговый кодекс. Просто никто о ней не упоминал, и никто не хочет признавать, что это было дело их рук».

В пакете реформ два документа: №14025 и №14026 . Первый касается изменений в Налоговом кодексе и Законе «О банках и банковской деятельности». Именно он определяет, что онлайн платформы становятся налоговыми агентами. Это означает: когда пользователь продает товар или предоставляет услугу, сервис автоматически фиксирует доход, отчитывается в ГНС и при необходимости удерживает налог. Таким образом, контроль переносится с физического лица на саму платформу.

Отдельный блок – банки. Законопроект предусматривает создание специальных счетов для операций, связанных с доходами из онлайн-площадок. Банки должны передавать налоговым органам информацию о таких счетах, что упрощает мониторинг поступлений и делает невозможным сокрытие системных доходов.

Второй документ, №14026 , изменяет Гражданский кодекс. Его задача — снять бюрократическое бремя с получающих доход через цифровые сервисы, но не ведущее масштабную коммерческую деятельность. При соблюдении условий Налогового кодекса таким людям не нужно регистрироваться как ФЛП . Это важное новшество, ведь раньше даже для небольших, но регулярных продаж приходилось открывать предпринимательство.

В комплексе эти изменения формируют новую модель:

  • платформы отвечают за содержание и отчетность;
  • банки контролируют специальные счета;
  • правительство получает прозрачную картину доходов;
  • пользователи избегают излишней бюрократии, если они работают в пределах определенных правил.

«Моя позиция, как и позиция Комитета: мы не пропустим ни одного решения, которое будет влечь за собой уплату налогов за продажу личных вещей, то есть дополнительное налогообложение людей, не осуществляющих бизнес», — подчеркнул Даниил Гетманцев.

Если же доход превышает упомянутые выше пороговые значения, тогда действуют налоговые обязательства. Ставка определена льготная: 5% налога на доходы физических лиц . В случаях, когда человек системно занимается торговлей или арендой, придется пользоваться специальным счетом, по которому будут проходить все расчеты. Банки будут передавать информацию о таких счетах в налоговую службу, что делает систему контролируемой и прозрачной.

Как заявил экономист Центра экономической стратегии Богдан Слуцкий, кроме 5% НДФЛ нужно будет также уплатить 5% военный сбор (при условии, если общая сумма проданных товаров превышает 12 прожиточных минимумов — около 36,3 тыс. грн).

В то же время, устанавливается и верхний предел: новый режим будет действовать только тогда, когда годовой доход не превышает около 6,7 млн ​​грн (это 834 минимальные зарплаты). Если доходы больше, человек должен работать по стандартным правилам и регистрировать бизнес.

Таким образом, условия построены так, чтобы максимально упростить жизнь для обычных людей, но вместе с тем обязать тех, кто фактически ведет бизнес через онлайн-платформы, работать прозрачно и платить налоги.

«С 2026 года платформы будут автоматически удерживать эти налоги при оплате. Если к концу года сумма не превышает необлагаемый предел – средства вернут», — отметил Слуцкий.

Для большинства людей новые правила смотрятся даже облегчением. Если вы продаете вещи время от времени – например, одежду, технику или мебель – и ваш годовой доход не превышает 36 тыс. грн , то никаких налогов не придется платить. Это означает, что бытовые продажи остаются вне контроля государства.

Те, кто совершает до трех сделок на сумму до €2000 в год , тоже фактически ничего не меняют в своем поведении. Для них не требуется ни ФЛП, ни специальных счетов.

Существенные изменения почувствуют те, кто работает через онлайн-платформы системно, например, держит интернет-магазин и работает на OLX или Rozetka, сдает жилье через Booking или водителем Uber. Для них появляется обязанность вести все расчеты через специальный счет, а платформа будет автоматически удерживать налог в размере 5% от дохода (при вышеупомянутых условиях). Это снимает с продавца хлопоты по заполнению деклараций и в то же время лишает возможности избежать уплаты налогов.

Для государства и бизнес-среды эти новации означают уменьшение теневого сектора и приближение украинских правил к европейским. Прозрачность расчетов позволит конкурировать на равных условиях: работающие легально больше не будут в худшем положении по сравнению с «серой» торговлей.

«Ожидается, что влияние на цены на этих площадках будет минимальным, ведь законопроект устанавливает достаточно высокий порог не облагаемого налогом минимума. То есть для тех, кто продает товары или услуги не в бизнес целях, превысить его будет сложно. Для тех, кто уже работает официально, например через ФЛП, тоже ничего не меняется, — объясняет Богдан Слуцкий. — Самое важное, что торговля «в черную» больше не будет конкурентным преимуществом – те, кто раньше уклонялся от уплаты налогов, теперь оказываются в равных условиях с открыто работающими, в частности, как ФЛПы 3 группы».

Когда заработают новые правила и какие последствия будут иметь

Законопроекты № 14025 и № 14026 находятся на рассмотрении парламентских комитетов. Окончательного голосования еще не было, но правительство планирует, что новый механизм вступит в силу с 2026 года . Это дает онлайн-платформам, банкам и пользователям время адаптации: от настройки технических процессов до разъяснительной работы с клиентами.

Украина здесь двигается в унисон с Европейским Союзом. Директива DAC7 , действующая в странах ЕС с 2023 года, обязывает цифровые сервисы собирать и передавать налоговым органам информацию о доходах пользователей. Новая модель фактически является продолжением европейских практик и важным шагом на пути к интеграции в общее экономическое пространство.

Наряду с преимуществами есть и вызовы. Как объясняют некоторые аналитики, во-первых, возникает вопрос технической готовности платформ : не все маркетплейсы имеют отлаженные инструменты для налогового агентирования. Во-вторых, есть сомнения в банковской инфраструктуре : спецсчета нуждаются в отдельных процедурах и контроле, что может создавать дополнительную нагрузку на финансовую систему. В-третьих, остается риск путаницы для пользователей , одновременно ведущих деятельность и как физические лица, и как ФЛП.

Перспективы для рынка двойные. С одной стороны, маленькие торговцы получат больше свободы: они сумеют работать без регистрации предпринимательства и без сложной отчетности, уплачивая малые налоги. С другой стороны, для тех, кто фактически превратил онлайн-платформу в бизнес, контроль станет гораздо более жестким. В долгосрочной перспективе это может изменить структуру электронной торговли в Украине — уходить в тень значительно сложнее, а конкуренция между легальными игроками выровняется.

Добавить комментарий