Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал до первого чтения доработанный законопроект о регулировании и налогообложении виртуальных активов. Об этом сообщает председатель Комитета Даниил Гетманцев .
«Очевидно, что рынок криптоактивов в Украине не может жить дальше по правилам Дикого Запада. Составление этого вопроса назрело уже давно», — заявил Гетманцев.
По его словам, обсуждения по этому вопросу длятся уже несколько лет. Рабочая группа народных депутатов провела тщательную работу и предложила документ, который можно взять за основу.
Что предполагается в законопроекте
Определение виртуального актива – это особый вид цифрового объекта (имущества), существующего в электронной форме благодаря технологии распределенного реестра (блокчейна).
Важно: виртуальные активы не деньги и не могут использоваться как официальное средство платежа в Украине. Их правовой режим близок к режиму движимого имущества с точки зрения гражданского права.
Вместе с тем, редакция, предложенная к первому чтению, еще обсуждаемая, предусматривает отождествление токенов электронных денег с электронными деньгами в понимании Закона Украины «О платежных услугах».
Проект разделяет все виртуальные активы на три основные категории:
- токены с привязкой к активам – их стоимость стабилизируется путем привязки к активам, таким как валюта или имущество;
- токены электронных денег — привязаны к одной официальной валюте;
- другие виртуальные активы — категория, охватывающая активы, не относящиеся к первым двум типам.
Право собственности на виртуальные активы приобретается через эмиссию, сделку, закон или решение суда и подтверждается владением средствами доступа, такими как криптографические ключи. Закон предусматривает презумпцию правомерности владения, если судом не установлено иное.
Публичное предложение виртуальных активов требует оформления «белой книги» — документа с подробной информацией об активе, эмитентах и рисках. Допуск к торгам на торговых площадках также регулируется четкими процедурами, включая авторизацию и раскрытие информации.
«Белая книга» является обязательным документом для публичного предложения , который должен быть правдивым, четким и не вводить в заблуждение.
Поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов (хранение, торговля, перевод и т.п.) должны пройти авторизацию, отвечать организационным и финансовым требованиям и обеспечивать защиту клиентов.
Защита владельцев активов и клиентов через прозрачность, раскрытие информации и меры против инсайдерской торговли, манипулирование рынком и незаконное разглашение информации.
Налогообложение
Относительно налога на доходы физических лиц:
- вести отдельное (от других доходов и другой инвестиционной прибыли) налогообложение доходов от операций с виртуальными активами;
- облагать именно прибыль от операций с виртуальными активами, полученную в течение года, как разницу между доходами от продаж и расходами на приобретение виртуальных активов в течение года;
- физическое лицо должно само декларировать доходы и уплачивать налоги;
- не облагать налогом: а) доходы от операций по обмену виртуальных активов на другие виртуальные активы, а также доход от продажи виртуальных активов в пределах одной минимальной заработной платы; б) стоимость виртуальных активов, полученных в результате их эмиссии (создание) или безвозмездной передачи от их эмитентов или оферентов и/или полученные исключительно в обмен на персональные данные физического лица;
- убытки, полученные в предыдущие периоды (если продавали дешевле, чем покупали – это рисковый рынок), учитывать до их погашения (за некоторыми исключениями);
- для виртуальных активов, приобретенных до вступления этого закона в силу, в случае их продажи в течение 2026 года физические лица будут иметь право выбрать льготную ставку НДФЛ — 5%.
Относительно налога на прибыль юридических лиц:
- вводятся новые разницы для корректировки финансового результата (аналогично тому, как облагаются налогом операции с ценными бумагами);
- перечень расходов, учитываемых при совершении сделок с виртуальными активами, будет определяться Минфином по представлению регулятора.
Относительно налога на добавленную стоимость:
- не является объектом обложения НДС:
- операции по выпуску (эмиссии), размещение в любых формах управления, продаж, обмена, погашения виртуальных активов, кроме: а) продаж и обмена NFT; б) продажи и обмена виртуальных активов, удостоверяющих право требовать передачи имущества или предоставления услуги;
- услуги поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов (кроме консультационных услуг, облагаемых налогом на общих основаниях).
Относительно упрощенной системы налогообложения:
- плательщикам единого налога запрещены операции по виртуальным активам;
- поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, не вправе использовать упрощенную систему налогообложения.
В части администрирования:
- поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, предоставляющих услуги резидентам Украины, обязаны встать на учет в контролирующих органах и представлять ежегодный отчет об операциях по виртуальным активам в отношении физических и юридических лиц, являющихся резидентами Украины (это шаг к постепенному внедрению CARF и имплементации директивы DAC8);
- за невыполнение этих обязанностей предусматриваются штрафы для поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, которые будут применяться в уменьшенных размерах в течение переходного периода (в 2026 году — 10% от установленного размера штрафа, в течение 2027-2029 годов — 25% от установленного размера штрафа).
Предполагается, что вышеперечисленные изменения в Налоговый кодекс заработают с 1 января 2026 года.
«Ждем рассмотрения законопроекта в сессионном зале. Важно не затягивать этот вопрос», – отметил Гетманцев.