НБУ назвал главные признаки схемных ФОПов, по которым банки будут усилено проверять бизнес и закрывать ему счета
Национальный банк официально развернул кампанию против ФОПов (физлиц-предпринимателей), которых он считает «пособниками» крупного бизнеса в схемах по минимизации налогообложения. В середине октября «Страна» уже писала (https://t.me/stranaua/173044) об устных указаниях, которые НБУ дал крупнейшим банкам, теперь же разнарядку он оформил в виде документа и разослал по всей банковской системе.
Она содержится в письме Нацбанка №25-0005/82615 от 1 ноября 2024 года под названием «О рекомендациях по осуществлению финансового мониторинга».
В нем говорится о том, что ФОПы привлекаются к схемам по минимизации крупным бизнесом официального денежного оборота и прибыли. Что приводит к занижению оплат по налогу на прибыль предприятий (18% для большинства компаний), налога на доходы физлиц (18%), военного сбора (5%). Регулятор отмечал эту проблему на совещании две недели назад и требовал от банков применять усиленный финансовый мониторинг. А в новом документе дал банкам признаки ФОПов, которые нуждаются в дополнительных проверках:
1. Когда в банк поступает пакет документов на установление деловых отношений с юрлицом и другими физлицами-предпринимателями (особенно одновременно).
2. Когда ФОП и юрлицо имеют общий юридический адрес.
3. Когда частный предприниматель и юрлицо имеют общее место реализации продукции (адрес магазина, интернет-сайта).
4. Когда юрлицо и ФОП имеют общих собственников, представителей, бухгалтеров, доверенных лиц.
5. Когда у физлица-предпринимателя нет необходимых ресурсов для ведения деятельности, включая деятельность с юридическим лицом.
6. Также банкам предлагают отслеживать и сравнивать характер операций, их регулярность и объем для определения взаимосвязей частных предпринимателей и юрлиц.
Еще НБУ добавил дополнительные признаки принадлежности ФОПов к группам компаний для минимизации налогообложения:
1. Оплата юридическим лицом услуг ФОПа, стоимость которых сложно оценить (аренда, маркетинговые, информационные услуги, реклама и т.п.).
2. Предоставление юрлицом финансовой помощи физлицу-предпринимателю.
3. Осуществление ФОПом финансовых операций в течение короткого периода времени (два-три месяца) на общую сумму, достигающую предельного объема дохода на год, в соответствии с выбранной группой налогоплательщиков.
4. Использование одного платежного терминала несколькими субъектами ведения хозяйства.
А также добавляется, что дистанционные сервисы, на которые многие банки тратят немалые средства и включают в свои интернет-банкинги и мобильные приложение — это большой риск. Нацбанк их не одобряет, и считает более предпочтительным личный контакт банковских менеджеров с бизнесом и глубокую проверку по финмониторингу.
Чтобы вычленять схемные ФОПы из общей массы клиентов, НБУ рекомендовал банкирам обращать внимание на такие моменты при общении с предпринимателями:
1. Клиент (представитель клиента) не может ясно объяснить, в чем состоит его деловая деятельность (характер деятельности).
2. Характер финансовой операции и/или обстоятельства, при которых она инициируется, дают основания полагать, что она проводится от имени и/или в пользу другой стороны, лицо которой не раскрыто.
3. Счетами нескольких клиентов, между которыми нет логически объясняемых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель.
4.Несоответствие фактических объемов финансовых операций заявленным клиентом – юридическим лицом и ФОП на этапе открытия счета в банке и его обслуживания.
НБУ также потребовал от банкиров быстро докладывать в Госфинмониторинг: если по итогам всех наблюдений и проверок банкиры заподозрят ФОП и юрлицо в минимизации налогообложения или других нарушениях финмониторинга. Одновременно финансисты должны блокировать и принудительно закрывать счета бизнесменам-нарушителям.